Военная операция 3-го батальона 317-го гвардейского парашютно-десантного полка один из самых печальных эпизодов войны в Афганистане. Об этом много написано и много рассказано, как участниками того боя, так и теми, кто к этой войне вообще не имел никакого отношения.
В феврале 1980 года правительство Афганистана потребовало решительных действий Советских войск в подавлении крупных очагов сопротивления новой власти республики. Одним из них являлась военная группировка душман в провинции Кунар, граничащая с Пакистаном. При планировании операции наши «командармы» допустили целый ряд ошибок. Основу группировки составляли регулярные части взбунтовавшейся афганской армии, где командирами были офицеры, прошедшие обучение в военных учебных заведениях Советского Союза. Которые прекрасно были осведомлены об организации и боевых порядках наших вооруженных сил, о стратегических и тактических действиях Советской армии. Командиры душман знали, что будут предприняты действия по их разгрому. Они усиленно готовились к обороне, обучая своих бойцов, и устраивали скрытные, защищенные огневые позиции. Все мирное население из предполагаемого района боевых действий было эвакуировано. На местах остались только боевики.
С нашей стороны проводилась постоянная разведка района с воздуха, которая давала мало результатов, но хорошо давала понять мятежникам о намерениях наших войск. Многое не было принято во внимание. Особенно не учли отсутствие боевого опыта войны в горах, как у солдат, так и у офицеров нашей 103 гв. ВДД. Не учли так же недостаточность экипировки и вооружения парашютно-десантных рот. Три снаряженных автоматных магазина у солдата было предельно мало для серьезного боя. Да, у каждого бойца было в рюкзаке десантника по цинку патрон к автомату калибра 5.45 мм, это более тысячи патрон, но снаряжать магазины во время боя под огнем противника было делом практически безнадежным, что и явилось причиной гибели многих солдат. С собой у каждого было до десятка гранат и за плечами одноразовый гранатомет РПГ-18 (муха). Малая вместимость РД-54 не позволяла взять в достаточном количестве продовольствия, разве только одну-две банки тушенки из выданных сухпайков. Все стремились брать как можно больше боеприпасов, в случае нехватки которых еда уже будет не нужна. Даже сняв с себя тяжелые десантные куртки, бойцы были тяжело нагружены. Вес прибавляли стальные каски и пятикилограммовые бронежилеты, которые, как выяснилось, были лишней обузой. Пули душман пробивали бронежилеты вместе с грудной клеткой солдат. Единственное их было удобство, так это более комфортно спать на скальном грунте.
3-му батальону 317-го гв. ПДП были приданы полковая разведрота и инженерно-саперный взвод. Саперы помимо вышеперечисленного снаряжения были дополнительно нагружены противопехотными минами МОН-100.
В предстоящей операции большую роль отводили нашей авиации. Она должна была с воздуха постоянно поддерживать десантников, как огнем, так и забирать раненых с места боя. Для координации действий батальону выделили авианаводчика с двумя большими тяжелыми чемоданами с аппаратурой, которые перетаскивать было некому, десантники и так были перегружены. В качестве медобеспечения к каждой роте прикомандировались по одному врачу из полкового медицинского пункта с группой санинструкторов. В случае ранения бойцов, подразделения должны были без остановки следовать дальше. Заниматься ранеными предстояло следующими за ротами врачам и санинструкторам. Они же и должны были осуществлять эвакуацию с помощью вертолетов, собирая раненых в доступных для посадки местах.
Так же была предусмотрена система сигналов для взаимодействия с авиацией и между подразделениями. Себя обозначали цветными дымовыми шашками, а в сторону находящегося противника, серию красных ракет. Впоследствии вся эта иллюминация не дала должных результатов. Но об этом после.
Вся подготовка батальона к предстоящей операции прошла второпях без должного осмысления предстоящего. Один раз выехали на аэродром побегать по горам и отработать посадку-высадку с вертолетов. Но морально-боевой дух в подразделениях был высоким. Намечалась первая, с момента штурма Кабула, обширная войсковая боевая операция с участием десантников. Никто не задумывался о последствиях. Все были уверены в победе.
По замыслу командования 3-ий ПДБ, 317-го гв.ПДП должен был десантирован с вертолетов на две площадки горного хребта над кишлаком Шигал. Где размещался штаб мятежной группировки. В задачу батальона входило захват или ликвидация командования мятежников. Согласно напутственным словам командующего ВДВ генерала армии
Сухорукова Д.С. там было не более тысячи душман. И считалось для десантников легко выполнимой задачей. Через три часа после начала операции должны были подойти к кишлаку основные силы наших войск. Авиация перед высадкой батальона должна была тщательно обработать район предстоящих боевых действий ракетно-бомбовыми ударами с воздуха. По сути, наши десантники не должны были встретить серьезного сопротивления противника. Но на самом деле все оказалось иначе...
(продолжение следует)