Когда мы садимся играть в настольную игру, приходим на важную встречу, участвуем в совещании и т.д., всегда возникает дилемма - что говорить? Только правду, даже если она настроит людей против нас? Или приправить правду щепоткой лжи, скрыв неудобные факты? Или просто умолчать о неудобной информации? А может, если путь обмана позволит создать правильное впечатление, то в топку правду? Обсудим эти вопросы на примере игры "Дипломатия".
Начинающие игроки, погуглив немного информации о "Дипломатии", обычно считают, что победителем будет тот, кто лжет, вводит других в заблуждение и наносит удары в спину. Вот что пишет об этом в классическом пособии для дипломатов-новичков Ричард Шарп:
Верность, честность, открытость, благодарность, рыцарство, великодушие – всё это признаки хорошего друга, примерного мужа и отца, свойского парня, за которого по нашим чаяниям выйдут замуж наши дочери. Однако в безнравственном мире "Дипломатии" это признаки прирождённого лузера. Если поверженный враг протягивает руку с просьбой о помощи, мудрец её отрубит. Если друг сделал выгодный для тебя ход, когда ты повержен, подожди до тех пор, пока не рухнет он, а затем добей. Если союзник просит помощи в планировании ходов, помоги, а затем сделай всё наоборот. Постарайся окружить себя доверяющими тебе людьми, затем разбей их. Найди союзника, который охотно умрёт за тебя, и смотри, как он это делает.
Возможно, если вы никогда не садитесь за один стол с одними и теми же людьми и не заботитесь о репутации, это будет правдой. Но в долгосрочной перспективе люди относятся к лжецам и предателям как к врагам. Для того, чтобы человек преуспел в игре, основанной на общении, необходимо некоторое сотрудничество, а сотрудничать можно легко и эффективно только тогда, когда вы хоть в какой-то степени доверяете друг другу.
Итак, насколько важна надежность? Опытный игрок редко лжет, и то лишь потому, что ложь, скорее всего, радикально улучшит его положение. Он предпочитает ничего не говорить, сменить тему, говорить о несущественном, а не лгать. Когда он соглашается на какой-либо союз, он обычно соблюдает соглашение. Он не загонит себя в ситуацию, которая потребует от него разорвать то или иное соглашение. Когда он наносит удар в спину (нападает на союзника), он ставит своей целью полностью уничтожить оппонента, а не просто получить преимущество. Предательство ведет непосредственно к достижению этой цели - не более того. Репутация надежного игрока повышает готовность других к сотрудничеству.
Некоторые считают, что верность слову определяется только взаимным интересом. Когда соглашение больше не отвечает интересам одного из участников, он должен его нарушить. В краткосрочной перспективе это может быть правдой (хотя ложь или удар в спину на этапе начала игры могут припомнить позже). Однако опытный игрок играет далеко не последнюю партию и оценивает долгосрочную перспективу. В его интересах поддерживать соглашение, избегать лжи, чтобы создать и поддерживать репутацию надежности. Здесь нет никакого альтруизма - этим игрок уменьшает негатив по отношению к себе в будущих партиях.
Поэтому если вы планируете сотрудничать с участниками встречи и дальше, лучше избегать лишнего обмана. Если же вы все-таки приготовили некую ложь, постарайтесь сделать ее максимально правдоподобной, чтобы ваш обман не раскрыли раньше срока.