Найти тему
Персона СКО

О санаторно-курортной отрасли, о профессии и о себе

Оглавление

Подготовила Мария Денисова

Больше интервью читайте: https://sko-online.ru

Геннадий Николаевич Пономаренко – человек, который вряд ли нуждается в представлении. В санаторно-курортной отрасли его имя хорошо известно. Пономаренко – известный теоретик и практик современной российской курортологии, физиотерапевт с мировым именем. Сегодня Геннадий Пономаренко делится своим мнением с читателями журнала «Санаторно-курортная отрасль». Об отрасли, о сложностях и перспективах в ней, о своей работе и профессиональном пути, а также о том, как достичь выдающихся успехов в профессии не в ущерб своей семье, своим интересам и здоровью.  

О национальной курортной ассоциации и её задачах 

Национальная курортная ассоциация, возглавляемая академиком Александром Николаевичем Разумовым, сегодня объединяет различных специалистов санаторно-курортного дела. Среди них – врачи, организаторы, руководители санаторно-курортных организаций, специалисты из других областей современной курортологии – гидроминерологи, химики, экономисты и другие специалисты. НКА является той профессиональной некоммерческой организацией, права которой определены статьей 76 Федерального закона ФЗ-323 в части разработки и апробации клинических рекомендаций и других нормативных документов и практических мероприятий. Сегодня Ассоциация играет определяющую роль в разработке стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, включенной первым номером в перечень поручений Президента РФ по итогам заседания президиума Госсовета РФ 26 августа 2016 года.  Задача-максимум – сделать санаторно-курортный комплекс динамичным и высокоэффективным инструментом укрепления, сохранения и сбережения здоровья граждан России. 

-2

О развитии и перспективах санаторно-курортной отрасли

Можно обозначить несколько направлений развития санаторно-курортного обеспечения граждан Российской Федерации: 

  •  повышение качества медицинской помощи пациентам здравниц путем внедрения инновационных методов лечения; 
  •  интеграция  системы непрерывного профессионального образования специалистов по физической и реабилитационной медицине; 
  •  внедрение персонализированного подхода к восстановлению здоровья граждан;
  •  оптимизация преемственности оказания медицинской помощи между медицинскими стационарами, поликлиниками и санаторно-курортными организациями; 
  •  повышение качества предоставляемых услуг вследствие создания конкурентоспособных здравниц, отвечающих современным требованиям санаторно-курортного дела;
  •  развитие новых видов санаторно-курортного обеспечения – оздоровительного отдыха и профессиональной адаптации.

О сложностях в отрасли

Основная сложность в развитии санаторно-курортной сферы – межведомственная разобщенность и отсутствие целенаправленной стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации. В течение 5 лет мы не имели порядка оказания санаторно-курортной помощи, показаний к назначению природных лечебных факторов. Сегодня отсутствуют современные стандарты санаторно-курортного лечения, клинические рекомендации и другие нормативные документы. Всё это не позволяет выделить санаторно-курортную помощь в самостоятельный вид специализированной помощи, который определен статьей 40 Федерального закона ФЗ-323. Необходима консолидация усилий всех заинтересованных специалистов курортного дела для достижения этой цели. 

О Центре реабилитации инвалидов им Г.А. Альбрехта

Федеральный центр реабилитации инвалидов имени Г.А. Альбрехта является колыбелью отечественного протезно-ортопедического дела и комплексной реабилитации инвалидов, основным элементом государственной системы организации протезной помощи инвалидам войн. В его стенах была сформирована научная и техническая база новой медицинской дисциплины – протезирования, сформирована первая отечественная школа протезирования, созданы конструкции косметических, функциональных, активных и лечебно-тренировочных протезов, разработана система пред- и послепротезной подготовки и обучения, заложены научные основы детского протезирования. Центр сыграл кардинальную роль в научном обосновании методов определения трудоспособности, основ медико-социальной экспертизы и комплексной реабилитации инвалидов.

-3

К началу XXI века было научно обосновано положение о том, что процесс реабилитации включает последовательное формирование трех взаимосвязанных процессов – реконвалесценции, адаптации и ресоциализации пациентов со стойкими нарушениями здоровья и ограничениями жизнедеятельности. Данное положение обусловило нарастание усилий общества в глубоком изучении процессов комплексной реабилитации лиц с нарушениями и ограничениями жизнедеятельности. 

-4
-5


Сегодня научные исследования проблемы реабилитации в Центре включают:

  •  изучение механизмов действия различных средств медицинской реабилитации;
  •  разработку и научное обоснование инновационных реабилитационных технологий;
  •  формирование нормативно-правовой базы и организационных основ помощи по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
  •  разработку современной методологии, позволяющей оценить эффективность реабилитационных технологий.
-6

О собственном пути в профессию

Желание стать врачом оформилось у меня в 7-м классе после общения с военными врачами, служившими с моим отцом в военном гарнизоне. После окончания с отличием средней школы я реализовал свою мечту – поступил в Военно-медицинскую академию имени С.М. Кирова, которую также окончил с отличием. Все шесть лет я сочетал учебу с научными исследованиями в научном кружке слушателей на кафедре биологической и медицинской физики под руководством моего Учителя – члена-корреспондента РАН профессора Владимира Олеговича Самойлова. Затем последовала служба врачом авиационного полка, где в полной мере пригодились знания и навыки, полученные в Академии. Кроме того, я почувствовал потребность в углублении своих знаний по физике и поступил на физический факультет Ленинградского государственного университета. Результаты работы в научном кружке легли в основу моей кандидатской диссертации. После возвращения в Академию я начал преподавать на своей родной кафедре и в 34 года защитил докторскую диссертацию по действию механических колебаний на биологические объекты. В этот год руководством Академии мне было поручено возглавить курс физиотерапии Академии, на базе которого спустя семь лет была воссоздана кафедра курортологии и физиотерапии, которая и по сей день является лидером научно-исследовательского процесса среди вузов России. По нашим учебникам уже более четверти века обучаются студенты и практикующие врачи России, Белоруссии и Казастана. Коллектив кафедры составил костяк трёх Национальных руководств, изданных в рамках Национального проекта «Здоровье». Должность директора Центра им.Г.А.Альбрехта совмещаю с заведованием кафедрой в Академии. Сегодня кафедра располагается в новом и современном здании многопрофильной клиники, оснащена инновационным оборудованием и не без основания претендует в будущем на звание лучшей реабилитационной клиники в Вооруженных силах Российской Федерации и Санкт-Петербурга.

-7
-8

Фундамент профессионализма: нравственность врача, мотивация, стремление к развитию 

Моя профессия – физическая и восстановительная (реабилитационная) медицина – требует от врача и серьезных знаний физических основ действующих факторов, и хорошего клинического мышления для оценки их лечебных эффектов у пациентов различного клинического профиля. Нужны годы для постижения всего накопленного опыта и овладения инновационными восстановительными технологиями, большинство из которых появилось в медицине в последнее десятилетие. Профессионализм должен быть основан на прочном нравственном фундаменте служения людям, высокой мотивации и  личных устремлениях к собственному развитию.

Повод для гордости

Моя профессиональная гордость лежит на трех «китах» – исцелённых пациентах, учениках, книгах. Являясь генеральным директором, я и сегодня провожу регулярные обходы отделений, консультирую сложных больных. Мою научную школу представляют  12 докторов и 50 кандидатов наук. Еженедельно я получаю сообщения с благодарностью за изданные книги по специальности как от студентов, так и врачей. Всё это объединено идеей помощи больным в борьбе с недугами, а ученикам – в их становлении.     

О времени и своём месте в нём

Бег времени не остановить, но важнейшим, на мой взгляд, является желание учиться и развивать профессиональные навыки. Со временем появились самостоятельность мышления, стала выше степень организованности помыслов, появилось желание размышлений над философией и методологией нашей науки. Появились возможность и желание некоторые важные задачи поручать своим ученикам и радоваться их первым успехам. Уже более десяти моих учеников имеют самостоятельные научные школы, а более тридцати – руководят различными медицинскими подразделениями и организациями. Я горжусь ими и искренне желаю им успехов.   

Самая необычная задача на профессиональном поприще 

В памяти всплывают годы службы врачом части. Приходилось лечить и военнослужащих, и членов их семей, включая детей. Однажды вылечил от ангины дочку штурмана полка.  Через пару дней вечером – стук в дверь, на пороге дочка с папой, из-под лётной куртки которого выглядывает мордочка заболевшего щенка. И жалобная просьба девочки: «Дядя доктор, вылечите моего щенка, вы же меня вылечили». Пришлось на время стать ветеринаром.  

Об интересах и ценностях

Я вырос в семье офицера, участника Великой Отечественной войны, прошедшего всю войну от Бреста до Берлина. Поездил с родителями по военным гарнизонам, поменял несколько школ. Папа был командиром полка и много времени отдавал службе. Он всегда напоминал мне о важности знаний, а я гордился им и считал, что не могу подвести его ни в чём. Его основной постулат моего воспитания был прост: «Начни с себя». Он и сегодня в свои 97 лет является для меня живым примером жизнелюбия, стойкости и долга. Мама была библиотекарем, и благодаря ей я с детства люблю читать. Родители были трудолюбивыми и добрыми людьми, и именно они воспитали во мне чувства ответственности и сострадания к окружающим. Эти же качества я сегодня стараюсь привить своим детям и внукам. Мир моих увлечений, вероятно, традиционен для моего поколения. Его составляют книги, картины, путешествия и спорт.  

Искусство баланса между работой и личной жизнью, а также секреты высокой трудоспособности

Работа для меня не только обязанность, но и хобби. Когда я увлечён какой-то новой идеей, то стремлюсь реализовать ее до конца, не считаясь со временем. Очень рад, что в такие минуты мои домашние это понимают и не отвлекают меня. В последние годы осваиваю нелегкий труд руководителя, для чего недавно окончил Высшую экономическую школу.    
Но я стараюсь сохранять баланс «работа – личная жизнь». В отпуске я стараюсь больше времени проводить с детьми. И, конечно, сохранять высокую работоспособность позволяет спорт. Уже более сорока лет я регулярно занимаюсь большим теннисом. У нас замечательный клуб, в котором мы не только играем, но и общаемся с интересными людьми других профессий. Такое общение очень обогащает жизнь и дарит много радостных минут, ведь спорт – это маленькая жизнь. Люблю утром прогуляться осенним лесом по берегу озера Разлив – так рождаются оригинальные идеи.   

Рецепт от профессионального выгорания

Традиционно считается, что лучшее средство от профвыгорания – смена деятельности или её ритма. Я думаю иначе – нужно иметь интересную работу, которая обязательно предполагает ТВОРЧЕСТВО. И тогда для ума и сердца не наступит, по выражению И.С.Тургенева, «захолустье».

С гордостью и любовью – о семье

Моя супруга – врач-физиотерапевт высшей категории, кандидат медицинских наук. Старшая дочь – врач-дерматовенеролог, кандидат наук, мама трёх замечательных детей, моих внуков. Сын постигает профессию архитектора – учится в строительном университете, средняя дочка осваивает среднюю школу, увлекается танцами и изучением иностранных языков, а самая младшая готовится пойти в первый класс в будущем году.

Пожелания читателям

Я хотел бы пожелать редакции и читателям журнала живо и профессионально обсуждать общие проблемы. Уверен, что только на этом пути нас ждёт процветание.