Компьютеры, планшеты, телефоны это настоящее спасение для родителей с непоседливыми детьми. Запустил вереницу веселых картинок, то ли игр, то ли мультиков, и можно спокойно заниматься своими делами, зная что ребенок на время угомониться. Правильно ли так поступать или нет? Вопрос прост да только ответов на него много. Кто скажет что так поступать неправильно, дети тупеют, другой не увидит ничего зазорного ведь "дети сейчас интерактивные" и это нормально, ну а кому то просто всё равно.
А как дела обстоят на самом деле, что говорит наука? Дело в том что современный образ жизни не имеет исторических аналогов. Никогда ранее в истории человечества информация не была доступна так легко, в таких количествах и разнообразии. И нет данных об её влиянии в течении длительного времени. Данные только собирают, теории строят, предположения проверяют. Но уже сейчас есть предварительные выводы которые и настораживают.
Так что же не так со "всемирной сетью"?
Опасности
Эта тема очень обширная и её полное описание сделает из короткой статьи небольшую книжку. Поэтому я перечислю только основные, наименее спорные, аспекты с кратким описанием их сути. Более детально о каждом аспекте напишу в других статьях, которые сможете найти на моём канале "Важное".
1) Информация
В сети много полезного. Например можно узнать как смастерить игрушку, найти доходчивые разъяснения по школьному предмету, можно практиковать изучаемый иностранный язык общаясь с иностранцами. Но с таким же успехом ребенок может, раньше времени, изучить всю камасутру, насмотреться на массовые изощренные убийства, нередко проводимые в горячих точках, а от некоторых материалов которые сможет найти в даркнете даже у много чего повидавшего взрослого кровь похолодеет.
Вы можете возразить и сказать, что ребенку полезно узнать мир с разных сторон, таким какой он есть на самом деле. Но проблема в том, что маленький человечек ещё не умеет отличать хорошие поступки от плохих, при этом великолепно умеет учиться подражая. Он копирует поведение своих родителей, близких, всех тех кто его окружает и как правило руководствуется правилом - "как делают все, так буду делать и я". Теперь представьте какая картина "правильного" мира сложится в голове у ребенка который наблюдает море изощренного и зачастую бессмысленного насилия.ейроны
2) Объем информации
Это очень интересный пункт. Здесь затрагиваются физиологические основы работы мозга, причем под ударом не только дети, но и взрослые. Исторически наш организм приспособился к неким ритмам и нагрузкам, в том числе и информационным. Многократно увеличенный объём знаний поступающих в мозг ребенку плохо сказывается на здоровье и умственных способностях.
3) Развивается клиповое мышление
Это очень страшный аспект и плох он тем что рассуждения становятся очень поверхностными, выводы скоропостижными, повышается внушаемость и апатичность, ребенок начинает быстрей уставать. В каком то смысле человек начинает думать по другому и к сожалению более узко и ограничено. А ведь очевидно, если ребенок не научится мыслить здраво, независимо, а будет следовать за толпой, то его будет ждать не то будущее которое могло бы быть.
4) Малая подвижность
Детские кости более пластичны чем у взрослого. Они легче ломаются, легче срастаются, легче искривляются. Просиживая весь день на диване или на стуле за компьютерной игрой, ребенок будет седеть так как ему удобно, а не в анатомически правильном положении. В результате искривления позвоночника просто гарантировано. А сутулая спина это не только не красиво, но и вредно для здоровья, так как пережимаются сосуды и нервы.
5) Стираются различия между реальностью и вымыслом
В психологии известно что мозг человека не видит разницы между реально произошедшей, наблюдаемой когда-то ситуацией и придуманной. Обработка информации в обоих случаях идет одинаково. Если вымысел, игру, видео, виртуальную жизнь наблюдать чаще и более вовлечено чем реальную, то немудрено, путая, начать выдавать за факты объективной реальности, факты придуманного мира.
Вывод
Мы находимся в начале нового мира, формируется новое общество с новыми ценностями. В идеале нет ничего плохого в том что дети тратят свое время на гаджеты, ведь это дверь в мир который был доступен в нашем детстве только отчасти - в мир информации, удовлетворённого любопытства, возможности пообщаться как со школьниками так и послушать людей уже кое-чего добившихся. Но ко всему надо подходить с "головой".
Полное изолирование ребенка от современных технологий очень радикальный шаг и не думаю что верный. Как не крути, но жить предстоит в уже имеющемся мире, мире технологий и информации. Единственный выход вижу в обучении ребенка как правильно искать, систематизировать и использовать доступные знания. А главное научить скепсису, моральным ценностям, умению рассуждать о жизни, мире, будущем и об очень многих вещах. Надо вырастить из ребенка сознательную личность, а не очередного члена общества выпендрежа и потребления. О разных методах достижения столь непростой и важной цели я буду писать на своём канале.