Анна Ахматова вышла замуж за Николая Гумилева, вместе молодожены отправились в Париж, где с будущей поэтессой произошло ЭТО. Встреча с человеком, о котором она напишет много позже:
"Да лучше б я повесилась вчера
Или под поезд бросилась сегодня"
Встретились же они случайно, в каком-то парижском кабаке при Гумилеве, тот отошел на минутку, а она подсела к пьяному художнику. На ее немой вопрос ответил: "Алкоголь отгораживает от всего... Уводит внутрь самого себя... Я пью не для веселья. Это тоже для работы".
Муж заторопил на русском: "Нам пора уйти из этого сарая". Он чувствовал, он предвидел…
- Мне нужен ваш адрес, я все объясню, вы ничего не поняли...
- Я принесу адрес, я еще зайду...
Позже в воспоминаниях она скупо обронила: "В 1910 видела его редко, всего несколько раз". Но некоторые искусствоведы датируют ее "ню" (рисунки, не обремененные одеждой) именно этим годом.
Как удавалось ей во время свадебного путешествия исчезать от молодого мужа - загадка. Но май закончился. И вот они покидают Париж. Все лето живут в Слепневе (тверское имение свекрови Гумилевой), а ее догоняют отчаянные нежные письма: "Вы во мне, как наваждение", что писала она в ответ, мы никогда не узнаем, а вот что сделала... Анна одна уезжает в Париж, уезжает к бедному художнику Амедео Модильяни. Нет, с мужем они еще не расстались, это был просто ее самовольный дерзкий поступок. Ведь благодаря этому новому чувству она начинает писать необыкновенные, прекрасные стихи. Теперь она понимает, что до этого времени никого и не любила.
В Париже она поселилась в старинном доме, недалеко от мастерской Модильяни. Днем, когда он делал перерыв в работе, они встречались в Люксембургском саду. Она знала, что ночью он придет к ней. Он, утомленный и умиленный, будет ее рисовать.
"В альбоме репродукций Модильяни хранятся рисунки, где она в позе женщины-змеи или позирует в тяжелых африканских бусах… Он шалел от ее линий, от удлиненного ее тела, от длинной шеи. И снова она демонстрировала свою гибкость" (Борис Носик).
Его настроение менялось очень быстро. От восторженности и нежности до злости и неистовства - одно мгновенье. Портреты женщин в его блокноте были откровенны и бесстыдно чувственны, она ревновала особенно по вечерам, когда он задерживался или вообще не приходил к ней.
И нет греха в его вине,
Ушел глядит в глаза другие,
Но ничего не снится мне
В моей предсмертной летаргии.
Но вот он пришел и все забыто...
Благослови же небеса -
Ты первый раз одна с любимым.
Потом было прощание, последняя ночь... Позже в Царском Селе она напишет "Песню последней встречи":
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: "Со мною умри!"
Они больше никогда не встретились. Осенью 1912 года Анна родила сына, которого назвали Львом, ребенок жил у бабушки, которая его воспитывала. Рождение ребенка практически не отразилось в ее поэзии, разве что вот эти строки: "...Там милого сына цветут васильковые очи".. Да еще:
Спи, мой тихий, спи мой мальчик,
Я дурная мать.
Она много раз пытается устроить свою личную жизнь. Вот встречи с художником Борисом Анрепом. Она сама первой ему дарит черное кольцо, тот уезжает в Англию, чтобы позже забрать ее, но так и не возвращается за ней! Более тридцати стихов было посвящено тому грустному периоду. Называет его "отступником" ( но, быть может, он чувствовал, что она помнит и мечтает совсем о другом художнике, которого никак не может забыть?)
Она еще не ушла от Гумилева и ему "доводилось довозить ее на извозчике на какое-нибудь очередное свидание". (Борис Носик).
Многие восхищались ею, но не Бунин:
Большая муфта, бледная щека,
Прижатая к ней томно и любовно,
Углом колени, узкая рука...
Нервна, притворна и бескровна.
Притворна? Возможно, как будто она играла в поэтессу, даму из общества, играла грешницу: "Все мы бражники здесь и блудницы..." Она проживала эти роли в своей непростой запутанной жизни и писала, писала…
Но станет ли в новой стране эта свободолюбивая женщина счастливой, и сможет ли реализовать весь свой жгучий талант - читайте в третьей части истории о судьбе Ахматовой, первая часть также доступна для чтения, подписывайтесь на наш канал, если вам интересна роль женщины в истории.