Найти тему
Мастерская "Бегъ"

Чем средневековый человек отличался от нас?

В нашем восприятии русского средневековья бытует несколько крайностей: либо мы смотрим на человека того времени как на дикого грязного варвара, либо считаем, что средневековые люди полностью подчиняли свою жизнь служению Богу, и церковные догматы показывали то, как по-настоящему жили люди. В обеих позициях есть доля правды, но мало кто говорит о рациональности поведения человека в тех условиях. Именно о жизненной рациональности, а не сакральной логике жизни, как подготовки к загробному существованию (ведь это тоже рационально, если внимательно посмотреть).

Давайте на примере жителей Великого Новгорода XIV века рассмотрим несколько примеров этой рациональности, которые делают жителей города гораздо ближе нам по складу ума, чем кажется на первый взгляд.

Пример первый показывает отношение человека к церкви как строению. Храм для средневекового мировоззрения — дом Бога. Он сакрален. Но это не мешало новгородцам использовать стены храмов как площадку для граффити. Причём зачастую похабного характера. К примеру, на стенах одной из новгородских церквей среди прочих граффити была надпись: «Стрытята - баба». Также встречались автографы, по типу: «Здесь был Путята», или хозяйственные надписи с расчётами.

Граффити на фресках собора Спаса-на-Нередице в Великом Новгороде
Граффити на фресках собора Спаса-на-Нередице в Великом Новгороде

Пример второй относится к фресковой живописи. Для нас это произведение искусства, которое бережно хранится и консервируется. Новгородцы же подходили к проблеме практически: если фреска осыпалась, ее снимали и наносили новую. Более того, остатки штукатурки можно было использовать как настил под плиты пола. Так случилось и в церкви Спаса на Ильиной улице. Знаменитые фрески Феофана Грека, которые бережно восстанавливаются реставраторами, были просто сколоты и брошены на пол. Новгородцы особо не заморачивались с тем, чтобы как-то перемешивать сколотую штукатурку в однородную массу и ею укладывать пол, благодаря чему реставраторы извлекли из под плит целые композиции фресок, которые нужно было немного докорректировать и вернуть на их изначальное место. Отдельно стоит заметить, что фрески изображали религиозные сюжеты, в том числе и лик Христа, однако и это не останавливало «реконструкторов», что прекрасно показывает как рационализм брал верх над сакральностью.

Фрески в церкви Спаса-на-Ильиной улице в Новгороде
Фрески в церкви Спаса-на-Ильиной улице в Новгороде

Эти примеры не говорят нам о том, что мировоззрение людей в ту эпоху было идентично нашему, но они демонстрируют что сакрализация церкви и религиозное мировоззрение не мешали рационально подходить к решению насущных проблем, в людях присутствовало делание жить земной жизнью. В этом человек всегда оставался человеком.

Автор: Максим Однобоков