Единого документа о реформе здравоохранения не существует. Идеи российских властей об изменениях этой сферы распределены по множеству документов, выпущенных за последние 17 лет (с момента начала президентства Владимира Путина). Среди ключевых программ — дополнительное обеспечение лекарствами льготных категорий граждан (с 2005 года), национальный проект «Здоровье» (2006 — 2013 годы), закон об обязательном медицинском страховании (с 2010 года), указ президента о совершенствовании политики в сфере здравоохранения (с 2012 года) и, наконец, "дорожная карта" правительства РФ по достижению к 2018 году определенных показателей в этой сфере.
За 16 лет реформы здравоохранения количество больниц и медицинских учреждений сократилось почти в 2 раза, треть больничных коек и каждая десятая поликлиника.
На фоне этого снижается качество и скорость бесплатного медицинского обслуживания, и население все больше прибегает к платным услугам, доля которого неуклонно растет.
Согласно данным центра и информации Росстата, с конца 2000 года по конец 2016-го количество больниц сократилось с 10 700 до 5 400, число больничных коек — с 1 676 000 до 1 197 000, количество поликлиник —
с 21 300 до 19 100. По данным Росстата, количество станций скорой помощи в 2000-2016 годах сократилось с 3 172 до 2 458.
Что касается медицинского персонала, его количество действительно чуть сократилось за 15 лет (на 7 000 человек), однако в 2016 году вернулось на уровень 2000 года — около 680 000 человек. Чуть снизился к 2016 году лишь показатель численности врачей на 10 000 человек населения (очевидно, в связи с ростом населения) — с 46,8 до 46,4 работников. Но поскольку это снижение сложно назвать существенным, говорить о глобальном сокращении медперсонала неуместно.
Даже сами представители власти заявляли о том, что реформа являлась провальной. Самая последняя проверка Счетной палаты проводилась в 2015 году. В итоге выяснилось, что в 17 000 населенных пунктах в стране медицинской инфраструктуры нет вообще. Из них 11 000 населенных пунктов расположены в 20 км от ближайшего врача, причем 35% из 11 000 не были охвачены общественным транспортом. С учетом того, что количество больниц в последующих 2015-2016 годах осталось неизменным (5,4 тысячи), а число поликлиник выросло незначительно (на 500 штук до 19,1 тысячи), данные Счетной палаты двухлетней давности не могли претерпеть серьезные изменения в последующие годы.
" Целевые показатели оптимизации не достигнуты, что в ряде субъектов привело к снижению доступности услуг для населения. Так, 17,5 тыс. населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тысяч расположены на расстоянии свыше 20 км до ближайшей медицинской организации, где есть врач. Причем 35 % населенных пунктов не охвачены общественным транспортом, 879 малых населенных пунктов не прикреплены ни к одному фельдшерско-акушерскому пункту или офису врача общей практики. На фоне сокращения почти 30 тыс. коек отмечен рост внутрибольничной летальности на 2,3 %. " - цитируется в документе на сайте правительства РФ.
По мнению сотрудников Центра экономических и политических реформ, если правительство не пересмотрит кардинально модель здравоохранения и не откажется от проводимой оптимизации, медицина России в обозримом будущем имеет все шансы стать "здравозахоронением" и навсегда потерять шанс приблизиться по качеству к стандартам развитых стран.