Фолк-рок — музыкальное направление, возникшее в середине прошлого века, распространившееся по всему миру и закономерно завоевавшее широкое признание среди любителей интеллигентной музыки. Оттого сейчас вряд ли кого-то удивишь народными по звучанию мотивами, исполняемыми с использованием современных инструментов и в рок-аранжировках.
А что насчёт фолк-мотивов с роковыми гармониями? Я имею в виду произведения с характерной для народных жанров техникой исполнения при типичных для роковых направлений гармонии и композиционной структуре. Твоему вниманию, уважаемый читатель, представляю подборку из десяти таких примеров.
The Beatles — You've Got to Hide Your Love Away
Песня, написанная Джоном Ленноном, впервые появилась в альбоме Help! (1965) знаменитой «ливерпульской четвёрки» и прозвучала в одноимённом мюзикле. Считается, что композиция вдохновлена творчеством Боба Дилана, в пользу чего говорят схожесть её текста с текстом песни американского коллеги битлов I Don’t Believe You, а также стилистические сходства — хрипловатый вокал Леннона и довольно акустическая аранжировка, что свойственно репертуару раннего Дилана.
The Beatles — Norwegian Wood (This Bird Has Flown)
Первая битловская композиция, в которой прозвучал ситар, после чего это стало узнаваемой фишкой гитариста группы Джорджа Харрисона.
Как он впоследствии рассказывал:
«Во время съёмок фильма «На помощь!» в сцене в ресторане было несколько индийских музыкантов, и я там немного побаловался с их ситаром. Но в том году, примерно в конце года, я постоянно слышал имя Рави Шанкар. […] В общем, я пошёл, купил пластинку, и мне очень понравилось. Чувствовалось, что эта музыка мне очень близка. Примерно в то же время я купил ситар. Я просто купил дешёвый ситар в магазине под названием India Craft, в Лондоне. Он лежал без дела. Я не мог представить, что с ним сделать. Когда мы работали над «Norwegian Wood», песне чего-то не хватало, и то, что вышло, вышло совершенно спонтанно, как я помню. Я просто взял ситар, подобрал ноты и просто сыграл их. Мы записали это, свели — и показалось, что это именно то, что нужно».
Интересно, что и здесь — причём, по признаниям самого автора песни Леннона — имело место влияние Дилана. Не зря многие критики усмотрели в песне последнего 4th Time Around своего рода творческий ответ на битловскую Norwegian Wood.
The Beatles — Mother Nature's Son
Песня о природе и её взаимоотношениях с человеком, попавшая в огромный десятый альбом «ливерпульской четвёрки», была написала Полом Маккартни под влиянием соответствующей лекции Махариши Махеша Йоги.
В августе 1968 года были записаны вокальная и гитарная партия. Только после выбора одной из двадцати пяти записанных версий в аранжировку были добавлены партии тимпана, ударной установки и второй гитары.
The Animals — The House of the Rising Sun
Американская фолк-баллада, также известная как «Блюз восходящего солнца» (Rising Sun Blues), была исполнена британской рок-группой The Animals в 1964 году. В 2004 году вошла в список 500 лучших песен всех времён журнала Rolling Stone.
Simon & Garfunkel — The Sound of Silence
Композиция, открывшая путь к славе американскому фолк-рок-дуэту Пола Саймона и Артура Гарфанкела. Написана в 1964 году под впечатлением от убийства президента США Джона Кеннеди. Рок-версия песни впервые вышла в 1965 году. В 2004 году заняла 156-ю позицию среди 500 величайших песен всех времён.
Paul McCartney — Ram On
Песня из второго сольного альбома экс-участника группы The Beatles Пола Маккартни. Незамысловатая как в тексте, представляющем собой повторяющиеся две строчки, так и в монотонной инструментальной композиции в четыре аккорда, где главная роль отводится укулеле. А не менее монотонный бэк-вокал Линды Маккартни придаёт песне фактурности.
Blackmore's Night — Cartouche
Британская группа Blackmore's Night, сделавшая своей музыкальной основой музыку эпохи Возрождения, записала в 2003 году четвёртый студийный альбом, в состав которого вошла песня с загадочным названием «Картуш».
Будучи в целом очень фолковой по звучанию, композиция гармонически достаточно близка к року благодаря структуре куплет + проигрыш + куплет + припев, хорею с чётким ритмом, выделению сильных долей и использованию бас-гитары.
Radical Face — Welcome Home
У многих на слуху эта песня, звучавшая некогда в рекламных роликах фотокамеры Nikon Coolpix.
Мелодичный эстрадный вокал Бена Купера сопровождается здесь мягкими низкочастотными риффами на акустической гитаре, периодически вступающими клавишами и ровным ударным ритмическим рисунком. Текст — философский и насыщенный образами.
Mgzavrebi — Iasamani
Популярная грузинская группа «Мгзавреби», ныне вставшая на путь настоящей интеллигентной рок-музыки, начинала свой творческий путь как фолк-рок-бэнд. Наиболее ярким примером старого стиля коллектива является альбом Iasamani (груз. Сирень) и, в частности, открывающая его одноимённая песня.
На первый взгляд обычное лирическое произведение с несложным мотивом и эстрадной техникой исполнения после первой минуты резко меняет свою фактуру, обретая типично-грузинский колорит. Непереводимые многоголосные напевы причудливо гармонично ложатся на ритмичные, характерно-роковые гитарные риффы.
Mgzavrebi — Domino
Ещё одна песня грузинских «путешественников» (русское значение названия группы) находится в том же альбоме, что предыдущая, однако, в отличие от той, выдержана в едином стиле и едином ритме.
Чёткий размер 4/4, выделение сильных долей, простая табулатура из пяти аккордов — таковы структурные черты композиции. На изначально заданный боем аккустической гитары фон периодически ложится мелодичный перебор электрогитары, что делает звук софт-роковым. В качестве же фолковой черты здесь выступает тот же многоголосный гармонический вокал.
Приятного прослушивания!