Наверное звучит смешно: "Мечта - побывать в Яйлю", это же всего 500 км. от Новосибирска. но для меня эта мечта была той, которую зародилась еще два года назад, когда идя на катере по Телецкому озеру, гид немного рассказывал нам о этом месте, его уникальном месторасположении, добрых жителях, яблоневых садах...
Помечтал да забыл, как это обычно бывает с настоящими мечтами, но этим летом воспоминание рассказа снова оживили во мне желание посетить это место. И вот мы с @natalya_shamarina спустившись с Каракольских озер стоим на распутье: поехать в Яйлю или домой? Почитав в интернете отзывы бывалых, я узнал что добраться до места на седане не так просто, а в дождь так совсем невозможно. Перед самым поселком есть крутейший спуск с поворотами более 90 градусов, и мы решили отложить поездку на следующий раз. И вот этот раз снова возник в моей голове в канун Нового 2020 года. В принципе процедура стандартная: найти свободную базу, переговорить с местными о качестве дороги и условиях проживания. Начинаю прозванивать гостевые дома этого поселка, но во-первых их там совсем не много, а во-вторых они уже давно (с осени) забронированы.
Хммм, отложил немного в сторону этот вопрос и продолжил заниматься завершением года. В один из дней решил выложить сторис в инстаграм с надеждой что кто-нибудь подскажет "скрытые" от всех, контакты людей, которые смогут поселить нас. И о чудо, в Директ приходит сообщение о том что нужно попробовать найти там начальника метеостанции и он возможно поможет с вопросом размещения. Сёрфю дальше интернет, нахожу эту самую метеостанцию, звоню на дежурный телефон и сразу попадаю на нужного мне человека.
-А вы как узнали этот номер? - Первый вопрос от Алексея =)
-"Интернет" - сказал Я.
-Сколько вас человек?
-Двое.
-Когда хотите приехать и на сколько?
-С первого января по четвертое!
-Есть говорит места, приезжайте будем ждать!
-Ураааааа, мы едем в Яйлю!
Через некоторое время, когда у меня поутихли эмоции я еще раз решил позвонить Алексею, узнать поподробнее о проживании и как добраться. Звоню, а его уже нет - ушел, перезвоните. Звоню на следующий день, он меня уже по имени называет. Уточняю все вопросы, оказывается жить мы будем в самом лучшем месте в Яйлю, в плане комфорта: есть и душ, санузел, кухня и т.д в общем все условия. Дорогу сказал, что постоянно чистят да и местные "эвакуаторы", если что вытянут на перевал. Ок.
30 декабря, заранее, начинаю собирать рюкзак. Наверное впервые в жизни я отправился в поездку, максимально подготовленным ко всем нештатным ситуациям. Собирался по «Науке». Кому будет интересно могу в личку или отдельно написать , что я взял с собой для обеспечения нашей безопасности, как в дороге, так и на месте. В Общем получился поясной эшелон с самым необходимым и рюкзак на 110 литров, плюс отдельно вещи в багажник. Некоторые очень даже сильно пригодились, о них расскажу дальше.4
Новый Год, ба-бабах-бабах, гремят салюты, ВВП что-то говорит про картонные елочные игрушки, а я уже поскорее хочу лечь спать чтобы проснуться и помчаться навстречу мечте. Подъем в 7 утра, завтрак, проверка вещей и мы уже на трассе. Лайфхак: утром 1 января дороги практически пусты, ехать одно удовольствие.
Дальше обычный маршрут: Новосибирск - Бийск, там всегда обедаем в кафе Траттория LA MIA и мчим дальше Бийск - Сростки, но первого числа у всех лавочников оказался выходной, закупиться вкусными пирожками не судьба, едем дальше Сростки -Горно-Алтайск, заправляемся до полного и выдвигаемся в сторону Телецкого озера. Далее Горно-Алтайск - Паспаул - Турочак - Чоя - Верх-Бийск дорога постоянно идет в гору по заснеженному асфальту. На перевале нас догнал таксист из Горно-Алтайска с просьбой докинуть его пассажира до Верх-Бийска. Ну а почему бы и Да, все равно едем в ту сторону, и осталось до него около 10 км. Так с нами оказался попутчик.
Мужчина, 65 лет, который весь день добирается домой в Верх-Бийск из Новосибирска. Сначала автобусом до Барнаула, потом другим автобусом до Горно-Алтайска, от туда с этим таксистом до дома. Но таксист оказался находчивым, не только буквально "срубил" с него денег (2500 р. по Новогоднему тарифу), но по сути и не довез до места. Мужичок этот бодрый, общительный. Рассказал нам что в Новосибирск он прилетел из Тайланда. Во, говорит, как впервые за 65 лет побывал за границей, все очень понравилось, а в Таиланд он улетел прямиком с вахты из Сургута, где работает охранником по 2 месяца. И вот уже его остановка, приятно встречать таких людей. Он к себе домой, а мы дальше.
Через 3-4 километра нам пора сворачивать с Телецкого тракта на лесную дорогу. 70 км. по заснеженной гравийке разбитой лесовозами. Кстати, когда мы вернулись в Новосибирск, я понял что там, где-то в тайге, дороги чистятся гораздо лучше, чем у нас в городе.
Мы в деревне Бийка, на улице уже полная тьма, заехали в магазин, купили пару бутылок воды и через пару минут снова оказались на лесной дороге которая все продолжала набирать высоту. Кстати в этой деревни до сих пор «выдаёт» электричество ДЭСка. А у нас тут люди без 4G плохо себя чувствуют =) Навигатор показывает что остается 22 км. и около часа время в пути. Полная тьма, крутые повороты, местами рыхлый снег, узкая дорога, где будет сложно разъехаться двум авто, и по бокам тонны пухлого снега.
Одномоментно я понимаю, что мы начинаем спуск, я вспомнил про то, что говорил Алексей - быть осторожным!!! ехать только на пониженной скорости!!! Спускаемся. Мотор на второй скорости держит обороты около 3 тыс, стараюсь тормозить больше коробкой и помогать тормозами. Но эти спуски оказались лишь цветочками, а ягодкой стали крайние 2,5 км, где уклон более 16% и есть пару крутых поворотов, которые легко можно промазать или просто не справиться с управлением. Но вот мы скатываемся с крутого спуска на прямую, слева от нас домик с КПП и приветственная стела Яйлю. Еще около километра и мы в центре села.
Звоню Алексею: "мы приехали стоим около дайв-центра Зазеркалье". Через 5 минут подошел Алексей, поздоровались, взяли вещи и зашагали круто в гору в наше место проживания. Пока поднимались, я спросил у Алексея есть ли на озере прорубь для купания, на что он ответил что озеро в этом году на замерзло в этой части!!! Воу, вот это новости, поскорее бы утро увидеть это чудо. Алексей все показал, предложил даже выбрать номер и если нужно купить свежего молока. Я конечно сразу заказал литр свеженького =) Правда выпить за вечер не смог, т.к. устали дорогой и практически сразу легли спать. На утро к сожалению, а точнее так и должно быть, молоко прокисло, это нам не в тетрапаках, которые хранятся по месяцу.
Наше утро наступило в 11 часов, быстрее выглядываю в окно из номера - лес, горы, но это не то, что я хочу увидеть. Перебираюсь на кухню, отодвигаю тюль и вооооооот оно это самое загадочное, неизведанное и большое озеро Горного Алтая.
Береговая линия Телецкого озера 190 км. Самое глубокое место в районе водопада Корбу около 350 метров. Этих данных мне достаточно, чтобы восхищаться увиденным. В утреннее время на озере часто идут верховки, это верховые ветра, которые поднимают не малые волны. Еще не успев позавтракать я одеваюсь и выбегаю на встречу озеру, но на выходе меня поймал Алексей и сказал что буквально через 2 минуты местный гид будет проводить экскурсию по посёлку и еще можно присоединиться. Дал мне его номер, я позвонил и конечно же сказал, что мы будем. Возвращаюсь бегом обратно на этаж, говорю об этом ..., быстро пьём чай с бутербродами и вот мы уже встретились с Евгением- местный гид.
На экскурсию приехали несколько человек с другого населенного пункта Артыбаша, это около 110 км. в одну сторону. Далее 2 часа Евгений рассказывал о истории села, местных достопримечательностях, можно было задавать вопросы, на которые он всегда давал развернутые ответы. С огромным интересом прослушал его экскурсию, но я хотел своего - искупаться в Телецком озере.
На улице было достаточно тепло, около минус 8 градусов, на солнце даже таял снег, но с озера постоянно дуют пронизывающие верховки, да и вода в озере всего 2 градуса. Спрятавшись за скалами, раздеваюсь, настраиваюсь и бульк в воды этого могучего озера. Даааа, дело сделано!
Теперь можно спокойно отдыхать, наслаждаться свежайшим воздухом, купаться по желанию, греться на солнце, вечером выходить на берег и смотреть на звезды и родившуюся луну. На второй день наше утро снова наступило в 11 часов, позавтракали кашей и пошли погулять по поселку. Решили сходить до КПП разведать дорогу в дневное время, и понять сможем ли мы выехать своим ходом. Увидев первую же взлётку и сказал .... что шансов выехать самим примерно 20% =) Развернулись и по той же дороге пошли в другой конец Яйлю. Там мы вспомнили, что где-то в интернете читали о местной достопримечательности - поклонной сосне, которая упав практически в воду продолжает жить. До неё около километра по берегу. Там я конечно же снова искупался и мы пошли в номер.
Наступил вечер, стемнело, немного подморозило я подумал, что завтра же утром нам выезжать, неплохо было бы попробовать заехать в этот подъем. Одеваемся, прогреваю машину и выезжаем с поселка. Предварительно днём я в своей голове накидал план где на каком участке должна быть какая скорость. Первая взлётка прям по плану с разгона на третьей, на повороте вторая мчим дальше, раскручивая обороты до 5 тыс на второй, справа промелькнул КПП и вот мы на затяжном подъеме, залетаем метров двести, впереди крутой поворот и я понимаю, что на второй уже не вытянем, входим в этот поворот, прям как в Colin McRae Rally, нооооо после поворота подъем становится еще круче и нужно втыкать первую, втыкаю первую пробуксовка, и все финит аля камедия. Хорошо что прямо на этом повороте кто-то сделал типа кармана для разъезда, утыкаюсь задним бампером в этот карман, включаю первую и понимаю, что застряли.
И вот тут на помощь приходит первое что я стал брать с собой, после курса “Наука выживать” - это сапёрная лопата, которая всеееееегда должна быть в багажнике вашего авто. Покопав минут 10 мы смогли выехать из этого снежного плена, развернулись на этом участке и на первой скорости спустились снова вниз. Таааак, шансов выехать совсем мало. Нужно попробовать еще раз. Разворачиваюсь, разгоооооон и снова в том же месте пробуксовка и катимся в тот же карман. Ок, оставляем здесь машину и идём пешком на разведку, что же там впереди?! Вторая вещь, которая всегда должна быть с вами - это фонарь, в моем случае это налобный фонарик. Идем-идем-идем, а гора все не кончается, лишь местами становится менее или более пологой. Думаю про себя: заехать самим совсем шансов мало.
Слышу, где-то впереди рёв, звуку понимаю, что сверху спускаются грузовые машины, по звуку понял что это УРАЛ и еще что-то. Вспоминаю, что там на повороте стоит наша машину мордой на половину торчит на дороге. Разворачиваемся и бегом под гору к машине. Завожу, с пробуксовкой вниз к КПП. Думаю Нужно остановить эти авто и спросить смогут ли нас вытянуть в перевал, готовы хоть сегодня ночью, главное выехать. Первым на пониженной, с цепями на колесах идёт КАМАЗ, водитель сам остановился и спросил:
-Что выехать не можете?
-Да, возьмешь на прицеп?
-Без проблем, выезжаем утром.
-Отлично.
-Давай говорит подъезжай на берег там и договоримся.
КАМАЗ заревел и медленно покатил под гору, следом проехал и УРАЛ. Мы немного подождали, пока они спустятся и тоже поехали обратно в поселок. Подошли к водителю, да говорит завтра в 7 утра поедем, на прицеп возьмем. Все супер. Третья вещь, которая всегда должна быть с вами в машине - это буксировочный трос. Я достал свой трос, длина его 3 метра. Для обычной городской буксировки его вполне хватит. Но в нашем случая я подумал что этой длины будет мало. С курса Наука выживать в багажнике у меня осталась альпинистская веревка 10-ка, 50 метров. И вот еще что ооооочень мне пригодилось с курса - это навык вязания узлов.
Этой ночью я плохо засыпал, прокручивал в голове как, каким узлом привязаться, ведь здесь все "по взрослому", если что-то пойдет не так, то можно крепко прилипнуть, какой длины делать веревку? В общем решил: у себя цепляю просто петлёй, за КАМАЗ другим узлом (не помню название) длина веревки 10 метров. Успокоившись засыпаю уже часа в 4 ночи.
В 6:15 зазвонил будильник, просыпаюсь, иду на кухню, @natalya_shamarina уже готовит кашу, выглядываю в окно на улице полная темнота и вижу что горят фары наших спасителей. Окей, завтракаем собираемся и в 6-50 мы уже полностью собранные стоим у нашей машины, но вот что-то я наших спасителей не вижу и не слышу? может заглушили моторы и ждут нас? Пошел посмотреть, зажег фонарь, но всё что я увидел был лишь их след. Они почему-то уехали.
Утро начинается не с кофе. Что делать?
Пробуем выехать сами, но ночью вместо того чтобы подморозить, на улице потеплело, и мы не смогли доехать даже до того поворота с карманом. Сдаем назад, сзади появился свет фар. Спустившись увидели мужика на дастере, разъехались и он то же забуксовал, пока я смотрел на него, как он буксует, сам того не заметив, я забурился в огромный сугроб на обочине. Всё, теперь мы точно приехали. Ни назад и не вперед.
Хорошо что с нами была четвертая вещь -термос с горячим чаем. Налили по кружки чая, выпили и решили, что нужно искать того, кто затянет в гору. в 7:10 я набрал Алексею, тот еще сонным голосом продиктовал мне номер и мы попрощались. Звоню по номеру Александру: «да вытяну, минут 30 нужно подождать, я еще сплю».
Не прошло и 30 минут, как сзади появился свет УАЗика. Я за это время подготовил свою веревку, но Александр решил что зацепить быстрее его буксировочной стропой. Ага, я понимаю, что на стропе есть крюк, есть фаркоп, который при таких нагрузках может легко вырваться и со всей дури прилететь к нам прямиком через лобовое стекло. Достаю пятую вещь, которая всегда должна быть в вашем автомобиле - военную плащ-палатку. Кидаю её сверху на трос, закрепляю тонкой веревкой, чтобы не потерять и вот теперь теперь я спокоен.
А вот Александр сильно удивился, что за штука такая тросогаситель? Тысячу раз говорит вытягивал ни когда ни что не отрывалось. Ну и Слава Богу, подумал я.
Включаем первую и медленно начинаем подниматься в перевал. Минут 20 и мы наверху. Расплатился, попрощались и мы помчали под горку домой.
Далее просто обратный путь.
Мы в Яйлю - сделано!