В годы Первой мировой войны (1914 - 1918) иллюстрированная почтовая карточка вместе с газетами, журналами, плакатами, лубочными картинками встала «под ружье» военной пропаганды. Ее несомненными преимуществами были соединение изображения и текста, легкость «прочтения» визуальных образов даже малограмотными слоями населения, а также массовость, невысокая стоимость производства, оперативность, универсальность в доставке. Мощный пропагандистский потенциал открытки активно использовался всеми участниками масштабного военного конфликта.
Тематика открыток, выпускавшихся в разных странах, была во многом схожа и соответствовала основным идеям военной пропаганды, которые условно можно обозначить тезисами: «Враг жесток и вызывает ужас», «Враг — это дьявол», «Мы не хотели войны», «Наше дело — правое», «Наша миссия — святая», «Всё для фронта»… Особой популярностью пользовались карикатурные открытки.
Как продемонстрировать нерушимое единство народа, армии и власти в государстве? В России и Германии к решению этой задачи подошли по-разному.
В Музее петербургского авангарда (ул. Профессора Попова, 10) в 2018 году была выставка «Почтовая карточка на службе военной пропаганды», приуроченная к 100-летию окончания Первой мировой войны, и вышел одноименный каталог. Экспозиция объединила 200 открыток того периода из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Демонстрировались открытки стран, сражавшихся по разные стороны фронтов, – Россия, Великобритания, Франция - Германии, Австро-Венгрия, Турция.
Февральская революция в России 1917 года происходила в дни Великого поста. У участников и очевидцев она, между тем, нередко вызывала ассоциации с Пасхой. Это зафиксировано в дневниках того времени и в воспоминаниях, нашло впоследствии отражение в литературе (эпопея «Красное колесо» А.И. Солженицына) и служит предметом анализа для современных исследователей.
«Современники сравнивали революцию с "возрождением", "воскресением", "воскрешением" России и ее народа. <...> Грандиозный переворот сравнивался (а подчас и переживался) как праздник Пасхи. <...> Часто и ритуалы Пасхи использовались современниками для выражения своего отношения к происходящему. <...> Но если революция часто сравнивалась с Пасхой, то и Пасха сопоставлялась подчас с революцией. Продавались даже пасхальные открытки с характерным и политически актуальным поздравлением "Христос воскресе. Да здравствует республика". <...> Поздравления же <...> с праздником Пасхи носили в этот год политический характер <...>. В некоторых случаях писали о празднике "великого двойного Воскресения"» , – отмечал доктор исторических наук Б.И. Колоницкий в книге «Символы власти и борьба за власть» (2001).
«Атмосфера в храме была революционная, жуткая... На приветствие "Христос Воскресе!" среди гула "Воистину Воскресе!" какой-то голос выкрикнул: "Россия воскресе!!"».
Митрополит Евлогий (Георгиевский). «Путь моей жизни»
В дни Февральской революции, по наблюдению Б.И. Колоницкого, символы православной Пасхи «революционизировались», и выражение «красная Пасха» приобретало новый смысл. Пройдет всего несколько лет, и к середине 1920-х годов со словосочетанием «красная пасха» станут ассоциироваться уже антипасхальные сборники, выпуском которых широко займутся центральные и местные издательства, и издевательские инсценировки – «комсомольские пасхи».
Революция 1917 года, перевернувшая жизнь миллионов людей, отразилась и на издании поздравительных открыток, в том числе новогодних. Их просто запретили печатать как элемент быта буржуазного общества. Но люди настолько привыкли слать друг другу открытки, что использовали любые иллюстрированные карточки, близкие по сюжеты тому или иному празднику.
Поздравительные Новогодние открытки в СССР впервые были изданы в 1942 году и их выпуск продолжался вплоть до окончания войны. Это помогало поднять боевой дух солдат., это сближало их с родными, давало им надежду.
Массовое же производство поздравительных Новогодних почтовых открыток в СССР было налажено лишь в 1953 году.
В основном на открытки помещали сюжеты с достижениями страны.
В 1960-е годы особенно популярны были сюжеты с космосом (космическая программа).
В этот же период происходит укоренение персонажа Деда Мороза как друга всех советских детей. Разные сказочные персонажи становятся героями новогодних открыток. Лучшие художники страны работают над почтовыми поздравительными открытками. Открытки, нарисованные Каневским, Зарубиным, Четверяковым, до сих пор популярны. Рождественская же тема вернулась на открытки в России лишь в начале 1990-х годов.