Этот анекдот про Ходжу Насреддина вполне мог бы стать темой докторской диссертации по психологии подсознательного.
История состязания между странствующим мудрецом и известным остроумом заставляет задуматься о том, что мы часто говорим одно, имея в виду совсем другое.
Анекдот, о котором пойдет речь, не относится к числу тех, где веселый балагур и защитник бедняков, путешествующий по всему Арабскому калифату, блещет остроумием, защищает бедных и наводит ужас на богачей, калифов и эмиров. Он скорее из тех, которые распространяли по чайханам враги Насреддина, где он представлен дураком и обжорой.
Итак, в город, где жил Ходжа Насреддин, из далеких стран пришел странствующий дервиш.
Его ноги были в пыли, его одежда оборванна, он шел уже много дней, и сразу же направился ко дворцу эмира.
Он пришел к эмиру и сказал:" Я прибыл из дальних стран, я обошел много земель, я пришел сюда, чтоб вызвать на состязание в мудрости мудрейшего среди вас. Завтра утром я жду его на дворцовой площади."
Эмир тут же вызвал самых уважаемых людей своего государства, и под страхом смертной казни приказал им обеспечить на завтра диспут с достойнешим мудрецом, дабы не опозориться перед дервишем и его ученостью.
Ведь он пойдет потом в другие страны, понесет весть о них в далекие края, не дай бог опозориться!
Вельможи поклонились и отправились думать. Где взять такого мудреца? Мы погибли! Но тут кто- то из них вспомнил про находчивого Насреддина. И все тут же отправились к нему.
Ходжа возился в своем огороде и был очень занят. "Выручай!" - сказали ему вельможи, - а уж за нами дело не станет. Отблагодарим подарками! ".
" Ладно, ладно, - сказал Насреддин. - Идите домой, я все устрою."
На следующий день с утра все явились на большую площадь перед дворцом. И сам эмир уже восседал под балдахином
Пришел и дервиш. Все ждали только Ходжу Насреддина. Наконец он прибежал , весь запыхавшись. И состязанье началось. Поскольку дервиш и ходжа говорили на разных языках, оно шло при помощи жестов.
Дервиш вышел на середину площади и нарисовал большой круг на песке, знаком предложив ходже продолжать. Насреддин тут же разделил чертой этот круг на две части. Дервиш довольно закивал, показывая, чтоб оппонент продолжал.
Ходжа быстро разделил круг на четыре части, жестом оттянув три из них к себе, а одну к дервишу. Мудрец был очень доволен. Он поклонился Насреддину, и состязание продолжилось.
Дервиш трижды воздел руки к небу, в ответ на что ходжа тут же трижды опустил их сверху вниз. Дервиш был в восторге.
Он пошевелил пальцами своей руки по своему животу и посмотрел вопросительно на Насреддина. А тот вынул из кармана яйцо, показал его дервишу, после чего помахал руками, как птица.
Состязание было закончено. Дервиш преклонил колено перед ходжой , а затем поцеловал его руку в знак признания его ума.
Дервиш собрался снова в путь, и, провожая его , знатные люди спросили :" О, мудрейший, спор ваш был столь высок, мы не поняли ничего. Расскажи, о чем вы говорили?"
"О, это был мудрец из мудрецов, - отвечал дервиш. - Я расскажу во всех землях о нем. Начать с того, что между учеными всех стран существуют противоречья по вопросу о нашей Земле.
Я начал с того, что начертил круг. Он мало того, что не опроверг, что земля круглая, как шар, но , когда я попросил его продолжать, знаком показал, что земля делится на северное и южное полушария, а потом показал, что три четверти земли занимают океаны, а всего лишь одну четверть - суша. Потом я воздел руки к солнцу, показывая, что все живое тянется к свету, а он показал, что все живет благодаря солнечным лучам и осадкам, выпадающим с неба.
Потом я завел речь о млекопитающих, что размножаются , выходя из чрева друг друга, он же вынул из кармана яичко, намекнув также на летающих тварей.
Во истину! Я говорил с мудрейшим из мудрейших!" . Дервиш отбыл, а вельможи поспешили к Насреддину, чтоб задать ему тот же вопрос :" Ходжа, о чем вы говорили? Мы не поняли ничего."
"Эх, - сказал Насреддин, - я думал, что действительно пришел мудрец, а это был какой- то проходимец и обжора. Сперва он начертил круг, и я подумал, что это блюдо с жареной индейкой.
Ну и по-братски разделил его поровну, но он сказал продолжать, тогда я взял три части себе, а одну оставил ему. Он не возражал.
Потом он воздел руки к небу, и я понял, что он говорит, что было бы неплохо, если бы Аллах послал нам хорошее блюдо с пловом.
Я добавил, что неплохо было бы еще, чтоб Аллах присыпал его сверху курагой и черносливом.
Ему это понравилось, и он показал, проведя пальцами по животу, что пришел издалека, что в животе у него бурчит от голода, а я сказал, что и сам не завтракал. Вот только это яичко сунула мне на дорогу жена в карман. Сказал, что вообще в последнее время потерял в весе и могу уже летать, как птица!". Люди отошли, поражаясь тому, как можно говорить о столь разных вещах.
Много лет эта веселая история крутилась у меня в голове, и я рассказывала ее всем при всяком представившемся случае, пока не задалась вопросом. А что именно так привлекает меня тут? И озарение посетило меня! Дервиш и Насреддин не разговаривали про разные предметы. Они оба были голодные, и странствующий мудрец, как и подумал ходжа, рисовал и воображал блюда с пловом и куропаткой. Его сознанию казалось, что он говорит о высоком, в то время, как подсознанье мечтало только о еде, шифруя ее под научные взгляды. Вот почему они так хорошо поняли друг друга!
Так что в сознании может быть вся мудрость земная, а в подсознании - только еда. Вот вам и вечный спор Аполлона и Диониса.
Все фото взяты из открытых источников.