Скоропечатня Левенсона

Скоропечатня А. А. Левенсона представляет собой производственное здание в стилистике Московского модерна. Оно стилизовано под средневековый замок, что в начале XX века было свойственно скорее особнякам, а не фабричным помещениям. Архитектором проекта стал Фёдор Осипович Шехтель в 1900 году.

Модерн – это архитектурно-художественное направление, которое было распространено в конце XIX и начале XX веков. Его характерной особенностью стал уход от прямых чётких линий в пользу более естественных очертаний. Свойственный для модерна приём вплетения природных элементов в архитектуру зданий был популярен в России вплоть до Первой мировой войны.

Участок для типографии в Трёхпрудном переулке был приобретён в 1899 году. К тому моменту товарищество являлось исполнителем многочисленных заказов Министерства императорского дворца и носило почётное звание Поставщика двора его величества. Издательство было одним из самых крупных в стране. Именно здесь печатались книги Ивана Бунина, Марины Цветаевой и Антона Чехова.

Проект нового здания руководство заказало у Фёдора Шехтеля, талантливого художника и архитектора, находящегося в то время на взлёте своей карьеры. Долгое время он работал художником оформителем и давно сотрудничал с Товариществом скоропечатни А. А. Левенсона.

В облике здания, которое создал Шехтель, неоготические формы сочетались с элементами отделки в стиле модерн – нового для Москвы стиля промышленной архитектуры. Он окружил типографию резными кованными элементами и изящной лепниной. План будущего здания архитектор прорисовывал целиком: от ворот до паркета и потолка.

Примечательно, что первоначально проект не предусматривал оформления в стиле модерн. Архитектор планировал возвести здание в формах любимой им готики, но к концу строительства решил добавить несколько необычных деталей. Причиной тому стала Парижская Всемирная выставка, главенствующем стилем которой стал модерн во всех его проявлениях. Сам Фёдор Шехтель получил на ней серебряную медаль.

Новая скоропечатня представляла собой комплекс из двух зданий: административный корпус был расположен вдоль переулка, а производственные помещения уходили вглубь участка. Корпус, где располагались цеха, лишён оформления, но создан с применением новых для начала XX века технологий – основой для конструкции здания стал металлический каркас.

Скоропечатня А. А. Левенсона представляет собой производственное здание в стилистике Московского модерна.-4

Трехэтажный административный корпус виден издалека. Он выделяется башенками, эркерами и шатрами. В центре возвышается двускатная крыша с металлической вывеской. Здание имеет ассиметричную фасадную композицию. Его украшает крупное рельефное панно, изображающее двух рабочих у печатного станка. Эта работа была специально заказана и привезена из Германии. Между вторым и третьим этажами идёт орнаментальная надпись «Товарищество скоропечатни А. А. Левенсонъ».

Другие элементы внешнего оформления – решётки ограды, кронштейны, рельефы с изображением репейника, также выполнены в художественной традиции эпохи модерна. Для отделки фасада была выбрана природная цветовая гамма, а именно бежевые и терракотовые оттенки.

Яркой особенностью здания является стеклянный купол на крыше, который не только выполнял художественную функцию, но и утилитарную. Он подсвечивал кабинет управляющего типографии.

В скоропечатни А. А. Левенсона, используются разнообразие форм окон и оконных рам. Визитной карточкой автора были трехсекционные окна с плавными изгибами и прямоугольниками в верхней части. Их можно увидеть на фасаде административного корпуса типографии. Парадная лестница выполнена из искусственного белого мрамора.

В советские годы вокруг типографии были возведены многочисленные пристройки, ухудшившие архитектурные достоинства здания.

В 2013 году в бывшей типографии была проведена реставрация. Скоропечатне А. А. Левенсона вернули исторические надписи, утраченные во время революции 1917 года, а также герб Российской империи. На кровле был воссоздан знаменитый стеклянный витражный купол, который был предусмотрен первоначальным планом.

Как и в начале XX века, сегодня в здании работает типография. Однако, она занимает лишь несколько небольших помещений фабричного корпуса. Кабинеты и залы административного корпуса являются частью современного делового центра.

https://kelohouse.ru/dom220.html

Подробнее о наших проектах вы можете посмотреть в наших видео:

Облет дома-проект Царский Терем

Проект дома в Суздальском стиле-облет

Облет дома-проект в стиле ар-нуво

Облет дома в сказочном стиле

Проект бани Кенозеро 34 м2-облет

Проект бани из лафета-Каргополье

Терем-баня

Эскизный проект Терема в неорусском стиле

Архитектурный эскиз гостиницы в неорусском стиле

Музеи:

Музей деревянного зодчества Семёнково-облет

Музей Малые Корелы-облет

Музей деревянного зодчества Витославицы

Этномир Древнерусский дворец и Русская деревня-облет

Танго Терема

Облет рубленного дома в процессе строительства

Зрелищный облет дома в рустикальном стиле

Боярский Терем

Кенозеро-облет

Древнерусский дом-кошель

Интерьеры деревянного дома (коллекция №1)

Ратная палата

Облет дома в славянском стиле

Терем Владивосток

На нашем канале представлены различные направления архитектурного творчества. Вы начнете смотреть на город другими глазами, поскольку станете разбираться в архитектуре. У вас сформируется свое собственно чувство стиля и вкуса, что важно и ценно для всего нашего коллектива. Мы познакомим вас с архитектурным творчеством – от канадских домов и русского деревянного модерна – до домов, выполненных в древнерусском стиле и архитектурных мотивов царской резиденции в Измайлово.
Перейти на канал