Найти тему
Golden Chariot Global Award

Рынок транспортных и логистических услуг в Беларуси

В настоящее время наибольший объем перевозок в Беларуси составляют крупные промышленные грузы, не требующие специфических условий хранения и перевозки, а логистический аутсорсинг распространен очень незначительно. В то же время, весьма динамично развивается сектор услуг по ответственному хранению, как и услуг, повышающих добавленную стоимость товара (упаковка, сортировка, маркировка). Посмотрим, что происходит на рынке сейчас, ну и каковы его перспективы в ближайшее время.

Участники рынка

Согласно статистике, в Республике Беларусь официально сегодня действуют 644 транспортно-экспедиционных и логистических предприятий, в том числе 280 индивидуальных предпринимателей. Лидером рынка транспортно-экспедиционных услуг, по данным БАМЭ, стал официальный экспедитор БЖД «Белинтертранс», а среди предприятий частного сектора экономики - АВАНТ-РЕЙЛ, которое вышло на рынок в 2012 году. Следовательно, рынок не является запредельно конкурентным, и, обладая значительными активами, даже новое предприятие может на нем закрепиться.

Статистика услуг

Общий объем транспортно-экспедиционных и транспортно-логистических услуг в Республике Беларусь составляет около 2 млрд долларов США, в том числе более полумиллиона - по договорам с резидентами Республики Беларусь. На долю железнодорожного транспорта приходится около 1 млрд долларов США, автомобильного – 700 млн, водного – около 100 млн и остальная часть – на воздушный транспорт. В последние годы в Республике Беларусь возрастает доля экспорта и снижается доля импорта транспортных услуг.

Хранение, упаковка, сортировка, маркировка

Отдельную часть рынка транспортно-логистических услуг составляет динамично развивающийся сектор услуг по ответственному хранению и услуг, повышающих добавленную стоимость товара (упаковка, сортировка, маркировка). Такие услуги развиваются на базе крупных складских и транспортно-логистических комплексов, а наиболее полно реализуются при их управлении 3PL провайдерами. Очевидно, что при текущей загруженности складов на рынке существует неудовлетворенный спрос на транспортно-логистические услуги, который ежегодно будет только прирастать. Основным источником роста в ближайшие годы, по оценкам экспертов, является ритейл. Ритейлеры, приходя на рынок, снимают себе помещения для торговли, офисы и складские помещения. Таким образом, можно сказать, что ритейл - это двигатель, который тянет за собой все сегменты рынка и потребность в складских помещениях, соответственно, прирастают. На сегодняшний день, в Республике Беларусь существует несколько крупных розничных сетей, которые представлены от 4 до 115 магазинов в различных регионах. За последние годы в Беларуси увеличилась доля крупных торговых организаций в розничном товарообороте.

Стоимость строительства складов

Средняя стоимость строительства объектов производственно-складского назначения из сэндвич-панелей варьировалась от 640 до 810 долларов США за квадратный метр, зданий с железобетонным каркасом – от 380 до 620 долларов. Наиболее дорогим является строительство холодильных складов, к увеличению стоимости приводят повышенные требования к материалам, конструктивные особенности и установка холодильного оборудования. Стоимость квадратного метра строительства холодильных складов по объектам-аналогам оценивается в 1238 долларов США. Ставки аренды складов не изменились, и в ближайшее время не изменятся, отмечают эксперты. С ростом предложения будет возрастать и интерес. Придут крупные девелоперские компании, которые обслуживают ритейл в Казахстане и России. В результате Беларусь со временем может превратится в перевалочную базу. Для обеспечения предложения на рынке транспортно-логистических услуг в соответствии с намеченным планом развития логистической системы Беларуси, было реализовано около сотни инвестиционных проектов. Из них свыше 700 тысяч м2 придутся на помещения А класса. На ввод их в эксплуатацию привлечено уже почти 400 млн долларов США.

Технологии 3PL и 4 PL

Ряд операторов рынка «Белтаможсервис», «Давдцать четыре», «БЛТ-логистик» (представительство Asstra), «Белинтерлогистик», представительство «СТА-Логистик» заявляют уровень оказания услуг по технологии 3PL. Услуги 4 PL не представлены на рынке, как и отсутствуют подобные операторы на территории партнеров Республики Беларусь по ЕЭП. Что же касается перспектив количественного роста рынка транспортно-логистических услуг в Республике Беларусь в нижнем сегменте (услуги по перевозке, грузоперевалке и складированию), то здесь ожидается ежегодный прирост в 2-5%, для среднего сегмента контрактной логистики - в 10-15%. Наибольший прирост прогнозируют для высшего сегмента системной интеграции и управления цепочками поставок. Поэтому не удивительно, что логистические предприятия все чаще задумываются о своем будущем и меняют рыночные ориентиры.

Проблемы и тенденции

Подытоживая вышеизложенное, можно выделить ряд проблемных моментов в развитии белорусского рынка транспортно-логистических услуг. Прежде всего, бросается в глаза недостаточное использование уникально удобного для транзита географического положения страны. Периодические проблемы с транзитом железнодорожным транспортом решаются с помощью кратковременных мер, каких-либо решений стратегического характера, согласно имеющейся информации, нет даже в проекте. Транспортно-логистические центры, за небольшим исключением, создаются компаниями, имеющими опыт в области строительства и управления недвижимостью, практически без участия крупнейших логистических операторов, владеющих пониманием внутренних закономерностей и особенностей рынка. Развитие складского сегмента транспортно-логистического рынка, главным образом, с участием крупных ритейлерских компаний, может свидетельствовать о вероятности дальнейшего увеличения импорта и, соответственно, о возможном увеличении отрицательного сальдо внешней торговли, несмотря на объявленную в стране борьбу с импортом. Положительное сальдо по услугам в области международных грузоперевозок автомобильным транспортом, на фоне жесткого ограничения участия белорусских перевозчиков в перевозках грузов между Россией и странами ЕС, является лишним подтверждением этого прогноза.

Это касается общих проблем отрасли. Другие, скорее, частные проблемы развития, касающиеся в большей степени отдельных компаний, позволили выделить проведенное консалтинговой группой «Здесь и Сейчас» исследование на тему «Логистика в Беларуси: современная ситуация, прогноз на будущее, ключевые задачи и приоритеты компаний». Прежде всего, чуть меньше половины опрошенных компаний (40%) сообщили об отсутствии в их составе специально выделенных логистических подразделений. Весьма характерно то, что, 30% респондентов не считают логистические затраты, хотя при этом более чем перед 60% стоит задача по оптимизации затрат на логистику. Кроме того, 33% участников отмечают увеличение затрат на логистику в наступившем году. Ярким свидетельством отставания является то, что руководители предприятий ощущают дефицит квалифицированных специалистов в области логистики, что беспокоит 37% опрошенных. Наконец, по итогам опроса только 6% участников передали логистику в аутсорсинг. Более того, несмотря на реализующуюся в Беларуси программу по развитию логистики и активное строительство логистических центров, большинство предприятий не планирует пользоваться услугами логистических операторов.