Ты накинь, дорогая, на плечи.../В.Боков "Оренбургский пуховый платок"

Стихотворение только тогда становится песней, когда к нему написана музыка. А до тех пор это просто литературное произведение. Поэтому сегодня для вас, мои дорогие читатели, стихотворение «Оренбургский пуховый платок» Виктора Бокова и рукоделие, которое наряду с Гжелью, Хохломой, матрешками и самоваром является одним из символов России во всем мире.

Пуховязание

Оренбургский пуховый платок
Оренбургский пуховый платок

Существует несколько версий, откуда в Оренбургской области появились пуховые платки и пуховязальщицы. По одной из них казаки, находившиеся на оренбургских землях для охраны границ государства (а это и было основной задачей казачества), предложили местному населению, которое выращивало коз для мяса, молока и шерсти и ничего не знало о пухе, вычесать «грязных» коз, чтобы они стали почище, и увезти вычесанный «мусор с собой. Местные позволили, но понаблюдали за казаками и в дальнейшем начали чесать коз сами.

Согласно второй калмыки всегда знали о свойствах козьего пуха и использовали вязанные из пуха изделия для зимней одежды всадников. А казаки только переняли опыт калмыков.

Неизвестно, какая из этих легенд – правда, да и так ли все было… Доподлинно известно только одно: 20 января 1770 года русский исследователь Пётр Иванович Рычков на заседании Вольного экономического общества представил связанный его женой Еленой Денисьевной белый пуховый платок из пуха оренбургских коз. Именно этот платок был награжден золотой медалью Общества и стал «родоначальником» всемирной известности пуховых платков.

Через 80 лет оренбургские платки экспонировались на первой Лондонской международной выставке 1851 года, и с этого времени изделия оренбургских мастериц-пуховязальщиц начали свое триумфальное шествие по миру.

Самое примечательное то, что нигде, кроме Оренбургской области, получить тот пух, из которого вяжут знаменитые платки, невозможно. Попытки перевезти оренбургских коз на другие территории для разведения успехом не увенчались. Не приживаются они в другом климате. Точнее, козы приживаются, а вот пух нужный вычесать не удается – грубеет он и утолщается.

Чтобы получить пух нужного качества, следует хорошенько потрудиться. Чесать коз можно только в определенное время – от срока вычески зависит качество пуха. Одна коза дает 250-380 грамм пуха. После вычески пух сначала очищается руками, а потом дважды тщательно прочёсывается на специальных устройствах (чёсках или гребёнках), во время прочёсывания пух постоянно очищается от грубых примесей и выравнивается (волоконца пуха распределяются равномерно для получения нити одинаковой толщины). Только после всех этих процедур можно приступать к прядению пуховой нитки. Нить, из которой вяжутся платки, если можно так выразиться, двухсоставная. Сначала прядется плотная тоненькая пуховая ниточка. А потом эта нитка в два этапа напрядывается на шелковую (реже хлопчатобумажную) нить. На первом – нити укладываются параллельно друг другу, на втором – эти две нити скручиваются. И только потом из этой нити вяжутся необыкновенно легкие, теплые и красивые изделия.

Оренбургские платки делятся на 3 типа:

· Пуховый платок (шаль) – наиболее теплый вид платка. Чаще всего серого цвета, плотного вязания, в основном связан так называемой «платочной» вязкой (в обе стороны лицевыми петлями). Края шали обвязываются каймой с несложным узором, чаще всего треугольничками вершинами наружу. Используется для повседневной носки.

· Паутинка – вяжется из самых тонких ниток (обязательно на шелковой основе). Всегда имеет сложный ажурный узор и традиционную кайму в виде треугольничков (тоже со сложным узором). Паутинка используется только в особо торжественных случаях.

· Палантин – шарф, накидка по способу и сложности изготовления равный паутинке. Отличается от нее только формой (паутинка – квадрат, а палантин - прямоугольник).

Качество оренбургского платка измеряется двумя критериями: проходит ли платок сквозь обручальное кольцо и помещается ли он в гусином яйце. Носить с собой гусиное яйцо при покупке такого платка никто, конечно, не станет, а вот проверить качество с помощью кольца возможно почти любой женщине (да и мужчине тоже, если он хочет сделать своей любимой подарок на многие-многие годы).

В 1958 году поэт Виктор Боков и композитор Григорий Пономаренко были приглашены в Оренбург, чтобы помочь в создании репертуара для Оренбургского русского народного хора. Было написано несколько песен, а вот «центральной» песни не получалось. Срок командировки заканчивался, и авторы отправились на городской рынок в поисках сувениров для родных. Виктор Боков выбрал в подарок матери пуховый платок… и родилась песня.

В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок.

Я его вечерами вязала
Для тебя, моя добрая мать,
Я готова тебе, дорогая,
Не платок, даже сердце отдать.

Ветер шарит, как странник, по ставням,
За окном завывает метель.
Для тебя самовар я поставлю,
Для тебя отогрею постель.

В этот час одинокий вечерний
Мне с тобой хорошо говорить.
Как мне хочется лаской дочерней
Все морщины твои удалить,

Чтобы ты в эту ночь не скорбела,
Прогоню от окошка пургу.
Сколько б я тебя, мать, ни жалела,
Все равно пред тобой я в долгу.

Пусть буран все сильней свирепеет,
Мы не пустим его на порог.
И тебя, моя мама, согреет
Оренбургский пуховый платок.

В 1960 году эту песню взяла себе в репертуар певица Людмила Зыкина, и так оренбургский платок второй раз стал символом тогда еще Советского Союза во всем мире – теперь уже в песне.

================================================================

Если вам было интересно, и хочется прочитать еще что-то подобное, подписывайтесь на канал и ставьте лайк.