Заключительная статья о том, как написать хорошую песню. Кто не успел прочитать первую часть, переходите по ссылке.
Подбор слов
Песня должна показывать, а не говорить. Плохо сказать: «Мне очень плохо» или «Мне больно и грустно: девушка бросила меня». Эти слова не вызывают симпатии к тому, кто их произносит. Такую песню быстро забудут, если вообще станут слушать.
А если в песни будут эмоции, которые сможет прочувствовать слушатель, она зазвучит по-другому. Например, как в песне Дельфина «Мне так грустно»: «вспомни, как душу рвало, когда она уходила…»
Пишите о том, что и как зацепило, что значит чувствовать. Все свои идеи генерируйте и обязательно записывайте. Так у вас всегда перед глазами будет текст, в который вы сможете вносить дополнения, или, наоборот, что-то убирать. Все эти изменения следует вносить, когда вас посещает вдохновение. Процесс этот непредсказуем, поэтому рабочую тетрадь, лучше всегда иметь при себе.
Не злоупотребляйте рифмами. Не стоит рифмовать все строки будущей песни, вносить в текст ради рифмы не подходящие по смыслу слова. Все это будет выглядеть неестественно, нелепо и даже пошло. А вам, наверняка, встречались такие примеры в современной популярной музыке. На самом деле нет правила, чтобы все строки песенного текста обязательно рифмовались. У множества хороших песен они и не рифмуются. Очень много рифмованных слов в текстах рэп-направления. Но, даже в этом случае рифма – это стилистический прием, а не панацея.
Рассмотрим два примера
В качестве хорошего примера предлагаем фрагмент текста группы Браво «Дорога в облака». Первая строчка: «Может быть ты будешь ждать, а может быть и нет». Вторая: «Дело твое». Третья: «Если вдруг меня позвать захочешь в тишине». Четвертая: «Крикни в окно».
В качестве плохого примера рассмотрим фрагмент песни Честного (Тимура Гатиятуллина): «И так сильна… любовь/ … замерзает в жилах моя кровь/… увижу вновь/ … в любовь-морковь.
Чтобы усилить или выделить рифмы, предлагаем попробовать нестандартные рифмованные схемы. С помощью интернет-сетей вы можете больше узнать о таких схемах как ассонансная (в словах совпадает только гласный ударный звук, но не совпадают согласные), диссонансная, консонансная и другие рифмы, парарифма, аллитерация, а также об иных литературных приемах с примерами.
При составлении текста песен рекомендуем избегать клише. Использование клише, мешают новым песням выделяться на фоне существующих. Такие тексты не отличаются уникальностью, отвергают присутствие автора и совершенно не раскрывают талант поэта. Если ваш лирический герой идет по улице или лежит у чьих-то ног, то это уже все было. В этом случае вам следует начать работу сначала, вернувшись к рабочей тетради.
Текст для музыки или музыка для текста
В песне текст и музыка едины. Работая над созданием песни, необходимо узнать о том, что такое музыкальная нотация, хотя бы на начальном уровне. Особое внимание при этом следует уделить умению различать такие понятия как, такт, ноты и паузы. Все это необходимо для того, чтобы понять, подходит ли ваш текст под определенную музыку. Другими словами, в ваших строках должно быть одинаковое количество слогов, а их ритм должен быть постоянным.
Представьте, что перед вами 4 чашки с чаем, символизирующие отдельные секции музыки. Пятая чашка пустая. Вы можете налить в нее половину чая из первой чашки. Но тогда первая и пятая чашки будут наполовину полны. При этом чая не станет больше. Так и с музыкой. Нельзя добавить в музыку дополнительный счет, не компенсировав его, к примеру паузой. Нельзя ускорять ритм, чтобы вместить в текст больше слов.
Пробуя свои авторские способности, для начала воспользуйтесь уже написанной мелодией. Поэтическую деятельность лучше начать, после того, как вы уже написали мелодию. Мировая практика показывает, что для большинства авторов легче написать слова под существующий такт и ритм, чем наоборот.
Не все обладают уникальными музыкальными способностями. Поэтому мы рекомендуем при написании песни придерживаться одного диапазона. В этом случае у вас получиться спеть все ноты, работая над созданием авторской мелодии.
Не забывайте о том, что при исполнении песни, исполнитель будет дышать. Поэтому при создании композиции следует предусмотреть в песни части, во время которых исполнитель сможет перевести дыхание. Для этого достаточно добавить от двух до четырех дополнительных счетов. Тогда певец получит возможность передохнуть, а слушатель – вдуматься в смысл песни.
Хорошим примером является песня «Полет» Аниты Цой. После строчки «Полёт к новым мирам», перед строкой «Полёт над землёю» есть пауза, которая позволяет певице передохнуть от предыдущих тактов и сделать вдох.
Завершение работы
Прежде чем признаться себе в том, что вы написали песню, прочтите еще раз текст. И лучше всего вслух. Ощутите общее впечатление и ответьте для себя на следующие вопросы: на что похожа песня (повествование истории, заявление, описание), призывает ли она к действию, требует ли осмысленного прослушивания, соответствует ли авторской задумке. Возможно, отвечая на эти и другие вопросы у вас возникнет желание внести изменения в текст песни, заменить или убрать отдельные слова.
Не бойтесь переписывать текст. Если вы написали текст, прочли его и вас все устроило, обязательно сохраните этот вариант песни. Практика показывает, что многие авторы-песенники еще несколько раз возвращаются к тексту, испытывают его и шлифуют, чтобы добиться идеального звучания текста и гармонического слияния слов с музыкой.
Идеальный вариант показать готовый текст специалистам, которые разбираются в музыке и способны вас грамотно проконсультировать. Опытный специалист, даже если он бегло прочитает текст, сразу увидит шероховатости, нарушение ритма или неподходящие рифмы. Ваше авторское право согласится с исправлениями специалиста или нет. Если вы согласитесь с замечаниями специалиста, обязательно отреагируйте на них.
Не оставляйте песню в столе. Мир становится краше и богаче, когда мы делимся с окружающими своим творчеством. Непременно отыщите возможность поделиться своим творением с окружающими. Не прячьте вашу творческую и удивительную музыкальную работу в столе. Однажды она может быть представлена на большой сцене.
Постоянно развивайтесь
Однажды вы напишете уникальный текст для хорошей песни и вам понадобиться помощь в написании музыки. Моё мнение, которое надеюсь вам поможет узнать, как писать музыку. Процесс создания музыки на самом деле не очень отличается от написания текстов. В музыке, как и в поэзии также существуют стандарты и формы, пошаговые инструкции, которые можно успешно использовать для творческой работы.
Кроме того, в целях самообразования предлагаю вам научится читать ноты. Понимание базовых музыкальных основ значительно повысит ваш уровень образования и создаст дополнительные возможности для написания хороших песен. Возможно, в будущем вы станете писать тексты для конкретных известных исполнителей.
Дополнительно работайте над улучшением своего пения. Это поможет вам разобраться с музыкальными тактами, а при написании песенных текстов будет способствовать пониманию, какие именно ноты вам требуются для конкретной песни. Кроме того, работая над вокалом, вы повысите свой творческий потенциал и откроете для себя новые возможности.
Изучайте основы игры на музыкальном инструменте. Понимания принцип работы инструмента и применяя его на практике, можно узнать много нового и получить дополнительный навык для написания песен. Научится играть на фортепиано или на гитаре можно самостоятельно. Это совершенно не трудно.
Используя гитару, клавишные или ударные инструменты при написании песни, можно прочувствовать ее и усилить эмоциональные моменты. Таким образом, подбирая музыку под слова, можно создать уникальную и неповторимую песню. Чего искренне вам и желаю.
Практические советы
- Вдохновение приходит неожиданно. Поэтому всегда держите под рукой карандаш, лист бумаги или рабочую тетрадь со стихами. Это поможет лучше организовать творческий процесс.
- Описывайте, как в дневнике, эмоции и события вашей жизни. От ваших переживаний и эмоций будет зависеть настроение песни.
- Сохраняйте в рабочей тетради все свои завершенные и незавершенные творческие работы. Все это может стать идеей или основой для будущего творчества.
- Будьте настойчивы и трудолюбивы. Не стоит ждать, когда придет вдохновение. Иногда новые идеи стоит добиваться упорным поиском. Не зря же говорят: кто ищет, тот всегда найдет.
- Не бойтесь ошибаться. Написание песен – это интересный творческий процесс. А еще отличный способ выражения своих чувств и эмоций.
- Помните, что у творчества нет границ и правил. Все стандартные структуры и правила носят лишь рекомендательный характер для написания песен, цель которых направить и помочь, а не загнать в рамки.
- Выражайте в письменном виде все ваши негативные и положительные эмоции, вызванные положительные и негативные события в вашей жизни. Это важно для создания песен.
- Старайтесь вкладывать в слова песенных текстов смысл. Тогда ваши песни будут уникальными.
- Не спешите. Песня, как плод, должна созреть и прийти в свое время.
- Когда работа над текстом будет завершена, спойте его в слух. Это даст вам понимание того, как будет звучать ваша песня.
Предупреждения
- Не перегибайте с рифмами. Все должно быть в меру и гармонично. Чрезмерность раздражает и делает песню пошлой.
- Не занимайтесь плагиатом и не копируйте песен других авторов. Подобная деятельность приводит к проблемам с законом.
Что потребует для написания песен
- Бумага, карандаш или ручка;
- Мобильный или компьютер (если вы печатаете тексты);
- Музыкальный инструмент: гитара, ударные или клавишные (необязательно, но лучше иметь под рукой).