Одно из самых распространенных определений воли звучит так: воля- это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности. Воля проявляется в виде свойств личности, сложившихся в процессе получения жизненного опыта и помогающих преодолевать внутренние и внешние препятствия. Эти свойства называются волевые черты личности. В психологической науке выделяют множество волевых черт личности, таких как: сила воли, выдержка и самообладание, самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость, инициативность и др. Уровень развития всех волевых черт у каждого человека индивидуален в связи с индивидуальностью его жизни в целом. каждый из нас живет по своему, занимается разными видами деятельности, имеет собственные приоритеты и применяет волевые усилия в разных количествах.
Лично я, свои волевые качества считаю сформированными и достаточно развитыми. Их роль в своей жизни мне приходилось оценивать очень много раз. Например: сила воли позволила мне отказаться от нескольких вредных привычек; выдержка и самообладание ни раз выручали на публичных выступлениях; благодаря самостоятельности, я стал независимым, в следствие чего поднял до адекватного уровня свою самооценку; такое качество, как решительность позволило быстрее идти по жизни, не тратив время на сомнения; целеустремленность дала и дает возможность развиваться, мыслить на перспективу, прогнозировать; настойчивость ни однократно выручала в реализации какой-нибудь трудно достижимой цели, к примеру, в восстановлении после сложной хирургической операции; инициативность стала верным помощником моих коммуникативных способностей, благодаря ей, я активен и имею достаточно большой круг общения, не ограничивающийся только нашим городом.
Разумеется, все выше перечисленные волевые черты не могут быть развиты в равной степени. Воля- это сознательный контроль поведения, а значит поведенческие модели, усвоенные человеком на протяжении жизни будут в разной мере стимулировать развитие тех или иных волевых качеств. Анализируя свои модели поведения, я могу сказать, что результатом их многолетнего применения стал высокий уровень самостоятельности, а также хорошая выдержка и самообладание. Остальные волевые черты, по моей субъективной оценке, либо имеют средний уровень развития, либо и вовсе, оставляют желать лучшего.
При всем при этом нельзя сказать, что только поведенческие модели играют роль в формировании волевых качеств, то есть намеренное освоение модели, без всякой на то причины, ни когда не приведет к желаемому результату. Мало того, оно не приведет даже к успешному освоению модели поведения, так как будет отсутствовать подкрепление в виде положительных эмоций. Воля и ее побудительная функция являются составляющими в содержании поведенческой модели и если к освоению этой модели не побуждает ничего, кроме желания натренировать волю, то отсутствие успеха очевидно.
Что касается программы развития воли: по моему мнению, есть 2 эффективно работающих способа:
1. социальное научение.
Еще с детства ребенок, смотря на родителей, которые вместо того, чтобы поспать подольше, делают зарядку по утрам, оценивает их волевые качества. Видя рядом с собой здоровых и красивых маму и папу, ребенок стремится быть похожим на них. Это и служит отправной точкой к освоению новой модели поведения с помощью социального научения.
2. долгосрочная перспектива.
Разберем на том же примере: родители сделали зарядку ни один, ни два и даже ни пять раз, чтобы стать такими красивыми и здоровыми, какими их увидел ребенок. Следует грамотно донести ему эту мысль и в случае правильного понимания, ребенок самостоятельно сформирует главную цель, этапы на пути к ее достижению, а также оценит перспективу всего того, что ему предстоит, а борьба с параллельным этой поведенческой модели желанием бросить все станет отличным инструментом для развития волевых качеств.
В завершении своего эссе хочется отметить, что развивать волевые черты личности нужно с детства. При этом условии, в процессе получения жизненного опыта, волевые качества и у взрослого человека будут продолжать совершенствоваться. Если человек, будучи уже в возрасте, считает себя безвольным, то ему следует серьезно задуматься о своей жизни в целом, ну и, конечно, в таком случае нельзя исключать варианты плохого воспитания и субъективной оценки.