Найти тему
Совушкина лавка

Развитие речи у детей 4-6 лет: нормы и показатели

Оглавление

В возрасте 4-6 лет ребенок уже хорошо владеет речью и может разговаривать со взрослым на отвлеченные темы. Ребенок приобретает достаточный запас слов и начинает грамматически правильно строить фразы, нормально произносить звуки.

Особенности речи малыша 4-х лет

Активный словарный запас, которым располагает ребенок в 4 года, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за бедности словаря. Больше общайтесь с ребенком, старайтесь много читать, обсуждать прочитанное. Для этого возраста хорошо подойдут книги, способные удовлетворить любознательность маленьких «почемучек»:

В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим, стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий: лопаткой копают, значит, она "копатка".

На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. При этом инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.

Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: "Мама "окны" моет"; дом - домов, ручка - "ручков"; "У меня на "пальте" пуговица оторвалась".

Эту особенность речи можно обыграть и помочь малышу услышать и различить правильное и неправильное произношение. Попробуйте поиграть с малышом в «Исправлялки». Произнесите предложение с ошибками, пусть ребенок повторит его, поставив слова в нужную форму:

- Наступать холодный осень. (Наступила холодная осень.)

- Стаи птиц улетать в теплый края.

- Под городом висят тяжелый тучи.

Если ребенок затрудняется дать ответ, обязательно подскажите ему.

В этом возрасте ребенок еще не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказывать о событиях, свидетелем которых он был, не может толково пересказать содержание прочитанной ему сказки, рассказа.

Ребенок не может также самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершает (прыгает, умывается). Помогите ребенку овладеть навыком связной речи, поиграйте в игру «Сочинялки». Пусть малыш составит рассказ по картинке, отвечая на наводящие вопросы. Для этой игры отлично подойдут Книги – гляделки:

Имея хорошую память, малыш способен запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения, потешки, а несколько раз послушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать ее содержание, часто даже не понимая смысла слов.

Игры для развития речи

Чтобы помочь ребенку научиться понимать смысл услышанного, поиграйте с ним в такую игру. Прочитайте ребенку небольшой текст. Задайте вопросы в конце. Если ребенок не запомнил текста и не может ответить на вопросы, то следует прочитать еще раз.

Волшебные льдинки

«Мой знакомый лесник рассказал мне про волшебные льдинки-сосульки.

Было раннее утро. Солнце только поднималось. Вышел лесник на крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосульки, большие-большие, прозрачные, как стекло, льдинки.

До обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется. Вдруг ему за воротник… кап-кап, поднял он голову — нет сосулек. Только капельки воды с крыш капают. Удивился он, куда это сосульки делись. Подумал, покачал головой, да так и не придумал». Расскажите, что это за капельки. Откуда они появились? Куда сосульки делись? Увидит ли он снова сосульки вечером?

Для такой игры прекрасно подойдут сборники историй «Про Зайку».

В речи ребенка появляется много звуков. Большинство детей правильно произносят такие трудные для усвоения звуки, как "ы", "э", "х", более четко произносят свистящие звуки, появляется звук "ц". У некоторых детей появляются звуки "ш", "ж", "ч", "щ", "л", "р", но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими ("суба" вместо шуба).

Помощь в постановке звуков может оказать логопед и Логопедическое домино.

Взрослым не следует подделываться под детскую речь. Разговаривать с ребенком нужно, пользуясь простой, понятной для него речью, с четким, правильным произношением каждого слова и в нормальном темпе.

Помните про пальчиковую гимнастику! Она очень помогает в развитии речи. Можно проводить такие занятия – минутки даже в транспорте или во время ожидания в очереди или на остановке:

Кап-кап-кап – стучится осень

(поочередно сжимать – разжимать кисти рук, хлопнуть в ладоши)

Мелким дождиком в окно,

(одновременно сжимать – разжимать кисти рук)

Ветер пестрый лист уносит,

(соединять все пальцы по очереди с большим на правой руке)

Стало сыро и темно.

(соединять все пальцы по очереди с большим на левой руке)

Особенности речи малыша 5 лет

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа. Можно продолжить общение с ребенком, рассматривая книги.

-2

Ребенок уже задумывается над своей речью, сам создает новые и своеобразные слова: "намакаронился" (съел макароны), "не отсонился" (не выспался). Это свидетельствует о том, что ребенок пытается осознать некоторые принципы образования новых слов.

Игры для развития речи

Используйте склонность ребенка к словотворчеству в игре «Назови ласково». Назовите слово, попросите ребенка повторить его в уменьшительно-ласкательной форме:

- Туча —

- Облако —

- Дождь —

- Солнце —

- Листья —

- Дерево —

Всё шире ребёнок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.). Если у ребенка возникают сложности в использовании предлогов (или с пространственным мышлением), поиграйте в Игру на изучение предлогов.

В речи ребенка появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи).

Сейчас очень актуальны игры на развитие фонематического слуха (умение слышать и узнавать звук в слове). Например, подойдет игра «Хлопотушки». Ребенок должен научиться прохлопывать слова, разделяя их на слоги, по количеству гласных звуков:

- Ту-ча, дождь, солн-це, об-ла-ко, де-ре-во, лис-то-пад.

В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме.

Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации.

Поиграйте в игру «Диктофон». Взрослый просит ребенка сжать кулачок-«диктофон» и четко произносит ряд слов – «записывает на диктофон» с разной интонацией (сердито, весело, удивленно, или тихо-громко). Затем предлагает ему повторить слова – «воспроизвести» записанное.

- Зима, весна, лето, осень.

У ребенка удлиняется выдох. Гласные звуки он способен произносить в течение 3 - 7 с). Попробуйте вместе с ребенком устроить соревнование, кто дольше погудит: «У-у-у», или пропыхтит: «Пы-ы-ых». Или кто дольше удержит Летающий шарик в воздухе.

К концу пятого года многие дети овладевают произношением всех звуков, однако некоторые все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук "р".

Для развития мелкой моторки можно использовать игры, способствующие еще и развитию образного мышления. Например, «Выложи рисунок по силуэту».

Также прекрасно подойдут Пальчиковые театры. Так ребенок научиться и пересказывать сказку, и управлять интонациями голоса (ведь говорить придется разными голосами разных героев), и разовьет координацию и пространственное мышление.

Развитие речи ребенка 6 лет

На шестом году жизни продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, точнее высказывания, более развернутыми фразы.

Ребенок теперь выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.

Для развития этих навыков могут пригодиться… Наклейки! Попросите малыша не просто приклеивать их на бумагу, а придумывать историю, связанную с персонажами. Пусть это будут вначале простые короткие сюжеты: «Лев пошел гулять. Вдруг он увидел под деревом слона. Оба они решили пойти в гости к бегемоту». Постепенно усложняйте сюжет, задавая малышу дополнительные вопросы: «В каком настроении был лев? Что ел на завтрак бегемот?»

Малыш пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающие его поняли. При описании предметов и явлений он делает попытку передать свое эмоциональное отношение.

Игры для развития речи

В этом возрасте надо учить ребенка связно и последовательно передавать увиденное, правильно произносить слова и фразы. Для этого воспользуйтесь игрой «Кто больше?». Попросите ребенка подобрать слова-признаки к каждому слову. Пусть нарисует столько фигурок, сколько слов сможет назвать. А потом можно сравнить, каких фигур у него получилось больше всего.

-Туча какая? – …(ребенок называет слово и рисует круг – сколько слов, столько и кругов).

-Облако какое? – …(рисуем треугольники).

-Дождь какой? – … (рисуем квадраты).

-Солнце какое? – … (рисуем овалы).

По дороге домой или в детский сад поиграйте с ребенком в «Один – много». Назовите слово в единственном числе, ребенок должен повторить слово, употребив его во множественном числе:

Туча —…

Облако —…

Дождь —…

Лист —…

Дерево —…

Лужа —…

А вот другой вариант таких «считалочек». Предложите малышу посчитать названные предметы по образцу: «Одна серая туча, две серые тучи … пять серых туч».

- Одно белое облако …

- Один зеленый лист …

Если у ребенка наблюдается отставание в овладении речью, нужно отнестись к этому внимательно. Это может привести к сложностям в школе, когда придется овладевать речью письменной.

Когда нужна логопедическая помощь?

  1. Межзубное произношение свистящих,
  2. боковое произношение шипящих,
  3. горловое произношение «Р»,
  4. губное произнесение «Л»,
  5. ускоренная речь ребенка, граничащая с заиканием.

Регулярность логопедических занятий 2-3 раза в неделю. Они направлены на развитие артикуляционного аппарата, фонематическое восприятие, на постановку звуков, введение их в речь.

Детям, не усвоившим фонологическую систему родного языка, занятия иностранным языком не рекомендуется.

Сейчас задача родителей - развитие речи в процессе общения, при чтении книг, во время занятий. Поощряйте инициативу ребенка вступить в общение, задавайте ему вопросы. Отнеситесь серьезно ко всем его высказываниям, просите делиться впечатлениями о прогулке, прочитанной книжке, эмоционально откликайтесь на рассказ ребенка. Ведь только Вы можете постоянно общаться с ребёнком лицом к лицу как с личностью. А такие занятия создадут базу для дальнейшего развития ребёнка.

Помните, что главное в жизни ребенка – игра, поэтому постарайтесь превратить ваши занятия в игру. Не забывайте, что общение с родителями, в том числе и совместные занятия, должны доставлять ребенку удовольствие и радость. А для этого нужно, прежде всего, чтобы весело и интересно было самому взрослому. Попробуйте поиграть с ребенком в занимательные игры:

- «Фифекты фикции»

- «Ктояжка»

Не заставляйте ребенка, а заинтересуйте его, и тогда выполнение первых домашних заданий станет для него приятным и интересным занятием и будет способствовать успешному обучению в школе.