Найти тему
ЧУДО ДЕТИ

Лёгкие упражнения для исправления дефектов речи.

Проблемы речи у ребёнка могут быть разные и родителям следует обратить пристальное внимание на своего ребёнка, чтобы вовремя обнаружить первые признаки речевого дефекта и обратиться к специалисту.
Один из сложных речевых дефектов - это заикание, которому сопутствуют различные неблагоприятные внешние и внутренние факторы. Нарушение темпа, ритма и плавности речи. У ребёнка при разговоре возникают судороги мышц речевого аппарата. По этому речь становится прерывистой, в ней появляются лишние паузы, повторение отдельных звуков и слогов, нарушаются ударения, интонация, ритм, изменяется громкость, сила, высота и тембр голоса. Помочь преодолеть дефект речи могут такие специалисты, как логопед и психолог, проводя психокоррекционные упражнения, работают с дыханием, темпом, ритмом речи.
Но основное влияние на ребёнка всё же оказывает семья, родители - как осознанное, так и неосознанное. А повседневные занятия будут приятными, полезными и интересны не только малышу, но и взрослым, ведь большую часть времени с ребёнком должны проводить родители, а не специалисты - педагоги.

Упражнения на расслабление-напряжение.

«Достань до солнца» - выпрямиться, натянуться, как струна, и тянуться вверх, как будто хотите достать до солнца.
«Сосулька» - из предыдущего положения с выдохом сбросить напряжение, представить, что выглянуло солнце и сосулька растаяла.

Дыхательные упражнения.


«Медленное дыхание» - равномерное дыхание ( стоя, сидя, лёжа); дышим медленно, ощущаем, как наполняемся воздухом.

«Равномерный выдох» - надуваем живот так, чтобы он сделался большим как арбуз, а затем начинаем выдыхать со звуком «с-с-с» (кончик языка за нижними резцами) следя за тем, чтобы живот по-прежнему оставался надутым. Стараемся выдыхать на протяжении 20 секунд и более.


Снятие зажимов лицевой мускулатуры

«Слоник» - вытягиваем губки в трубочку - хоботок и совершаем движения вверх - вниз, затем вправо - влево, по и против часовой стрелки.
«Футбол» - кончиком язычка «иголочкой» делаем «укол» попеременно в правую и левую щечку изнутри, как будто забиваем в ворота мяч. Движения четкие и сильные. Это своеобразный массаж внутренней поверхности щёк.
« Лимон» - сначала надо сильно сморщиться, как будто вы едите кислый лимон, а потом расслабиться. Повторять до ощущения усталости.

Снятие зажимов верхнего плечевого пояса и шеи.

«Круги» шеей, затем плечами ( вперёд и назад с максимальной амплитудой).
«Восьмёрки» головой - движением головы рисуем лежащую «восьмерку».
«Восьмерки» плечами - обоими плечами одновременно описываем круги, при этом одно плечо движется назад, а второе вперёд. Затем направление движения меняем.


Упражнения на концентрацию внимания на собственной речи.

«Спящая восьмёрка» - кончиком носа медленно вырисовывать «спящую восьмёрку» сначала в одну сторону, а затем - в другую.

Артикуляционные упражнения.

«Часики» - кончик языка упругий, ритмично (для четкости ритма можно приложить к уху наручные часы, которые тикают) двигается как мячик от одного уголка рта к другому. Выполнять до ощущения напряжения и усталости.
«Качельки» - то же движение, только вверх-вниз.
«Лягушка» - ритмичные движения языком вниз. Рот открыт максимально широко, язык четким и резким движением максимально далеко выбрасывается изо рта. Повторять до ощущения усталости подъязычной связки.
«Лошадка» - рот приоткрыт, цокаем языком, как лошадка ( «шаг», «рысь», «галоп»). Челюсть неподвижна.

Развиваем силу голоса.

«Мяу!»- развивает силу голоса. Как можно громче кричать «мяу».
«Волчок» - это упражнение двигательное, на равновесие. Повертеться с раскинутыми руками вокруг своей ост ( по часовой стреле ), произнося звук «и-и-и-и». Если появилось сильное головокружение, прекратить упражнение.
«Комарик» - на звуке «з-з-з-з-з» или «ж-ж-ж» (жучок) пробовать звучать как можно «страшнее», низким голосом.
«Свист и голос» - упражнение на расслабление голосовых связок. Начать с простого свиста, затем добавить к нему низкое гудение на звук «у» (положите руку на грудь - там должна чувствоваться вибрация).