Найти в Дзене
Галина Альтман

Женщины имеют право на творчество?!

Чего больше всего боимся мы, современные женщины?Оказывается, всё того же-старости, болезней, выжить из ума...Не накопить на пластические операции 🙈 ⠀

Кто хочет рецепт вечной молодости и душевного здоровья - читаем пост,поделюсь универсальным секретом 🙂

Помните наш недавний разговор об известных женщинах-композиторах? ⠀

Проблема в том, что даже в музыкальных школах о них не рассказывают!А в программы известных оркестров их замечательные произведения попадают очень редко (но я это исправлю!)

Поэтому сегодня продолжим разговор о самых ярких представительницах композиторского искусства - на повестке

17 и 18 век. Эпоха, где женщины могли получить образование, не говоря уже о том,чтобы освоить любую профессию

▪БАРБАРА СТРОЦЦИ (1619-1677)

Её музыка выразительна и едва укладывается в нормы раннего Барокко. Женщинам тогда приходилось публиковать произведения под мужскими именами, Барбара же была натурой независимой, в одиночку растила четверых детей-и ЕЁ произведения выходили под ЕЁ именем. Актриса, певица, куртизанка...И композитор. По тем временам - одно другого стоило, почитайте про Венецианскую республику! И никакого "хейта" - когда берёшь свою жизнь и талант в свои руки 🤷‍♀️

▪МАРИАННА (ФОН) МАРТИНЕС (1744-1812)С детства будущую пианистку, композитора и певицу поощряли в обучении музыки.Она брала уроки у самого Йозефа Гайдна, и скоро на концерты в её дом съезжалась вся знать и элита Австрии. Более того, талант Марианны высоко ценила сама императрица Мария Терезия-и на придворных концертах она блистала,играя дуэты вместе с Моцартом

▪МАРИЯ ТЕРЕЗА АНЬЕЗИ (1720-1795),младшая сестра знаменитой женщины-математика и,пожалуй,самая известная женщина-композитор 18 века. Официально признанная!Заметьте, тогда импровизация и композиция были обязательны и органичны,"играющая по нотам обезьянка"смотрелась бы как минимум странно.Все эти женщины-композиторы не только играли на разных инструментах, но и прекрасно пели-и никаких "определитесь со специализацией" итп

"Скорее мужчина родит ребёнка, чем женщина напишет хорошую музыку" - заявил Иоганнес Брамс

И вот женщины спустя всего полтора века собирают мировые концертные залы,пишут музыку для кино и выступают с важными социальными инициативами

Продолжаем серию постов о женщинах-композиторах, сегодня-19 век

⚜Клара Шуман(1819-1896)

Клара Вик родилась в семье известного педагога по фортепиано.Уже в 10 лет начала с успехом выступать на публике.Вскоре она опубликовала и собственные произведения, которые до сих пор считаются одним из лучших образцов романтической школы

Как-то учеником её отца стал молодой Роберт Шуман, чьё восхищение дочерью учителя переросло в любовь.Спустя пару лет Клара и Роберт поженились, и девушка стала исполнять уже не только свою музыку, но и произведения мужа. Который запретил ей выступать на сцене и поставил условием их брака отказ от её творчества и карьеры.Смешно, но Клару высоко ценил и композитор Брамс, близкий друг семьи - тот самый,чья цитата в начале

⚜Эми Бич (1867-1944)

Единственная женщина из «Бостонской шестёрки» композиторов, оказавших решающее влияние на формирование американской академической музыки.После смерти мужа (который разрешал ей давать один концерт в год 😏) со своими произведениями выступала на гастролях, и сегодня считается первой женщиной,сделавшей успешную профессиональную карьеру в музыкальном искусстве⠀

⚜Валентина Серова (1846-1924)

Первая российская женщина-композитор.

В своё время ей не удалось окончить Санкт-Петербургскую консерваторию из-за конфликта с директором, поэтому Валентина брала уроки у музыкального критика и композитора Александра Серова. В 1863 году они поженились, и через два года у супругов родился сын - Валентин Серов, будущий гениальный художник

Автор опер «Уриэль Акоста», «Илья Муромец». Помимо музыки, писала статьи о композиторском искусстве и выпустила мемуары о встречах со Л. Толстым

А кто знаком с историей гениальной пианистки Марии Мейн, мамы Марины Цветаевой?

И я хочу верить, что теперь на вопрос "Кто ваш любимый композитор?" вы назовёте наряду с Моцартом и Чайковским - Клару Шуман, Элизабет Маконки и Барбару Строцци

⚜София Губайдулина (88 лет)

Училась в Казанской и Московской консерваториях, и после окончания получила вместе с дипломом важное напутствие от Шостаковича: "Я Вам желаю идти своим неправильным путём"

Так она и сделала. Вместе со Шнитке и Денисовым София входила в тройку московских композиторов-авангардистов. Много работала для кино - например, написала музыку фильмам "Вертикаль", "Маугли" и "Чучело". В 1991 году Губайдулина получила немецкую стипендию и с тех пор живёт в Германии, хотя регулярно приезжает в Россию с концертами и фестивалями

⚜Элизабет Маконки (1907-1994)

Будучи состоявшимся композитором, Элизабет рассказывала, что её преподаватель Воан-Уильямс посоветовал ей никогда никого не слушать и в деле сочинения музыки ориентироваться только на свои интересы и мысли

Совет оказался для Маконки решающим. Её музыка всегда оставалась нетронутой глобальными трендами академавангарда.

Наглядные примеры композиторской фантазии Маконки - её 13 струнных квартетов, написанных с 1933-го по 1984-й. Вместе они образуют цикл квартетной литературы, ничем не уступающий аналогичным Шостаковича или Бартока

⚜Витезслава Капралова (1915-1940)

Амбициозная Витезслава с юных лет решила стать композитором и дирижёром, и уже в пятнадцать поступила сразу на два факультета консерватории. Но чтобы женщина хотела дирижировать - такого в Чехии 30-х до Капраловой не видели. А чтобы сразу и дирижировать, и сочинять - вообще немыслимо!

Но студентке было всё равно, что говорят. Она начала писать свою музыку, причём такого стилистического разнообразия и в таких объёмах, что и сравнить не с кем 🤷‍♀️ К сожалению, Витезслава умерла в 25 лет от туберкулёза (таких же талантливых врачей в то время не нашлось 😏) - но оставила наследие, в разы превосходящее каталоги многих композиторов, ищущих какого-то небесного вдохновения и жён для "поддержки" и стирки носков

Как считаете, стоит расширить программу наших музыкальных школ и включить в неё произведения, написанные женщинами?

И, обещанный секрет: все пианистки живут долго и до конца остаются в здравом уме и твёрдой памяти 🙂 И четверо детей им никак не мешают - ни в этом, ни в профессии