Продолжение, начало вот тут.
19. А вот у Приволжской (ПривЖД) свой узнаваемый стиль, например, был. «Волгоград» (Волгоград – Москва)...
20. «Лотос» (Астрахань - Москва).
21. Главные поезд Приволжья №9/10 «Саратов» использовал и общий...
22. ... и индивидуальный вариант.
23. У ЮВЖД и, конечно же, главная забота – «Воронеж».
24. Поездам поскромнее приходилось довольствоваться единым изделием для ЮВЖД.
25. Вот таким.
26. Удивительно, но Ростов-на-Дону (СКЖД) в новейшие времена ничего не выпускал. Это еще советский вариант вроде бы.
27. Москва (МЖД) поездов назначает мало. И главным среди них, безусловно, является «Россия» (Москва – Владивосток). Для «Главного поезда страны» вообще-то могли придумать и чего поинтереснее.
28. Встречался и единый общедорожный вариант.
Дополнения Михаила Бронникова.
28а. Подстаканников с Орденом Победы изначально было два выпуска: для ЛВЧД-Николаевка Московской ж.д. и для ЛВЧД-Воронеж Юго-Восточной ж.д., отличались названием дороги в медальоне на боковине подстаканника.
Еще изначально у ЛВЧД-4 Николаевка были подстаканники «9 мая», которые потом разбрелись в небольшом количестве по всем депо Москвы.
29. «Октябрята» (ОктЖД) твердо придерживаются единого стандарта. На подстаканник с разведенными мостами наносится снизу метка фирменного поезда.
Фото уважаемого Перископа из «Красной стрелы».
30. «Лев Толстой» (Москва – Хельсинки).
31. «Северная Пальмира» (Санкт-Петербург – Адлер). Обратите внимание, что есть попытка сохранять фирменный шрифт.
32. Как и на «Двух столицах» (Санкт-Петербург – Москва).
33. И на «Репине» (Санкт-Петербург – Хельсинки).
34. Не знаю, используются ли сейчас вот такие в «Сапсанах». Продаются как сувениры они точно.
35. Вот эти подстаканники без символики поезда, но на том маршруте они и не были нужны. «Столичный Экспресс» с такими моднейшими орлами ходил до конца 2014 года из Москвы в Киев.
36. Украина в те времена больше использовала символику УЗ (а не тризубы). Это, вероятно, с бывшей «Украины» (Киев - Москва).
37. Еще у флагмана ЮЖД «Николая Конарева» (Харьков - Москва) удалось обнаружить фирменную посуду.
38. В остальных случаях каждая дорога изготовляла общий тираж единого фасона на все поезда. Например Одесская железная дорога (ОдЖД) – с памятником Дюку Ришелье.
39. Приднепровская (ПриднЖД) – с крылатым электровозом.
40. Львовская (ЛьвЖД) – с паровозом.
41. Донецкая (ДонЖД) – с большими буквами ДОН на фоне восходящего солнца.
Дополнения Михаила Бронникова.
41а и 41б. По Украине... на примере Одессы и Одесской ж.д.: у них, как правило, было по два вида подстаканников большие и малые, плюс могли быть какие-то свои местечковые.
42. Железнодорожная Белоруссия/Беларусь невелика, поэтому у БЧ разнообразия нет совсем. Явно недавно выпустили, больно уж форма необычная.
43. Подобная почтенная старина естественно является и объектом коллекционирования. Фото закромов kirsidor-a например.
Дополнения Михаила Бронникова.
43а. Шикарные именные подстаканники были у поезда «Золотой Орел», но не уверен, что используются до сих пор.
Перейдем к печальной современности. Еще в начале семидесятых стало считаться, что совсем уж ВИП-пассажирам негоже есть и пить из негламурного железа и в хозяйство поездных бригад стала включаться керамическая посуда.
44. Например, набор из «Байкала».
45. Металлические подстаканники оттеснялись на периферию начальственного интереса и к двухтысячным в вагонах появилось что-то такое, безобразное.
Это из поезда «Московия» (Москва – Сочи), 2004 вроде бы год.
Дополнения Михаила Бронникова.
Пластиковые подстаканники — зло Московской железной дороги, закупались в голодные 1990-е и до сих пор лежат в закромах депо, в Николаевке до сих пор используются под поезда для организованной перевозки детей (копеечная стоимость подстаканника+большие потери посуды при перевозке толп детей).
Так что скоро кругом будет сплошной пластик и нанотехнологии, наслаждайтесь последними встречами с почтенной стариной.
P.S. Если у вас есть информация по данному вопросу, или фото лучшего качества - прошу поделиться. Только учтите пожалуйста, что нужны именно подстаканники с символикой фирменного поезда или станции формирования (а не общие РЖД или ФПК).