Полгода назад продала свой Renault по объявлению. Покупатель не стал проводить подробную экспертизу — ограничился стандартной проверкой. В договоре мы прописали, что он не имеет претензий к техническому состоянию машины. Я получила деньги, он — ключи, и разошлись.
Недавно он вновь позвонил и заявил, что я не предупредила его о серьезном дефекте. Требует возместить расходы за ремонт. Имеет право? Нужно ли мне отдать ему деньги?
Знакомый юрист рассказал, что ситуация, когда люди покупают подержанные автомобили, технику, любые другие товары или даже жилье на вторичном рынке, а затем «неожиданно» находят в них крупный изъян, встречаются часто. Это называется мелким бытовым вымогательством.
Важно сохранять спокойствие и разобраться в своих правах.
Что написано в законе
Мы заключили с покупателем договор купли-продажи. Значит, все наши переговоры по поводу «необходимого» ремонта должны проходить в юридическом поле и в рамках закона. Никаких «просто отдайте мне деньги и обо всем забудем». А что говорит закон?
Покупатель не может требовать компенсации или полного возвращения средств, апеллируя к Закону о защите прав потребителя. Он распространяется на сделки, где покупатель — физическое лицо, а продавец — юридическое: магазин, автосалон, производитель. Наш случай подпадает под ст. 450 ГК РФ и некоторые другие статьи.
В ст. 450 сказано: договор купли-продажи может быть изменен или расторгнут, только если будут обнаружены серьезные нарушения с моей стороны. Такие нарушения, из-за которых покупатель лишится того, за что заплатил деньги. То есть автомобиля и возможности на нем ездить.
Какие нарушения можно отнести к серьезным
- Снижение срока службы, заложенного производителем, и утрата товарной стоимости изделия.
- Неустранимый дефект базовой детали автомобиля.
- Значительное повреждение несущей конструкции — рамы, кузова.
- Неполадки хотя бы трех основных агрегатов — двигателя, КПП, раздаточной коробки, заднего моста в сборе, переднего моста в сборе и т. п.
- Важно: дефект или совокупность дефектов должны быть настолько серьезными, что их устранение обойдется в круглую сумму — не менее 10 % от цены нового авто.
Но выявить все эти неполадки может только независимая экспертиза. А принять решение, что я должна вернуть деньги, — суд. Причем во время разбирательства покупателю придется доказать, что:
а) я знала о дефектах и скрыла от него информацию. А это не так-то просто, учитывая, что он сам обнаружил их только через 6 месяцев;
б) автомобиль сломался, пока я им владела, а не за те полгода, что на нем катался новый хозяин. Легко ли это подтвердить? Вряд ли.
Как разрешить конфликт с новым владельцем
Занять проактивную позицию. Перехватить инициативу. Например, предложить ему написать письменную претензию и отправить ее продавцу заказным письмом. В ней он должен изложить полный список выявленных дефектов, объяснить, что они появились в автомобиле до сделки купли-продажи, и указать сумму ущерба. А еще ему нужно приложить к документам заключение независимого эксперта, подтверждающее его слова.
Нечистый на руку покупатель вряд ли сможет составить такой документ или решится проводить за свой счет экспертизу. Он снимет обвинения — проблема решена.
Претензия все-таки составлена, но продавец не согласен ее удовлетворить? Значит, нужно идти в суд, где новому владельцу придется доказать судье, что всего его обвинения обоснованы. Как я уже говорила, сделать это непросто. В случае проигрыша он будет вынужден оплатить судебные издержки — вполне приличную сумму.
Впрочем, в моем случае до суда дело не дошло. Как только покупатель услышал про письменную претензию, экспертизу, статью ГК, тут же перестал звонить и навсегда исчез из моей жизни вместе с экс-моим Renault.
Что еще интересного почитать на канале:
Автомобиль пострадал от праздничного фейерверка. Кто заплатит за ущерб?
Как получить компенсацию за бесконтактное ДТП?
#страховойдомвск #вск #авто #мошенничество