1,4K подписчиков

Перестроение на дороге: кто кому уступает и несет ответственность в случае аварии

11K прочитали
На первый взгляд, тема статьи тривиальная, ведь маневр перестроения относится к самым простым. Чтобы выполнить его, водитель включает «поворотник» и затем непосредственно меняет полосу движения.

На первый взгляд, тема статьи тривиальная, ведь маневр перестроения относится к самым простым. Чтобы выполнить его, водитель включает «поворотник» и затем непосредственно меняет полосу движения.

Однако зачастую на практике даже такой несложный маневр сопровождается нарушениями, которые, в свою очередь, приводя к аварии. Давайте еще раз уточним, у кого из водителей возникает обязанность уступить дорогу при перестроении (мы рассмотрим в том числе и одновременную смену траектории), а также определим виновность участников в случае аварии.

Критически важные нюансы перестроения

Всегда нужно помнить, что перед началом маневра вы обязаны включить поворотный сигнал, соответствующий направлению маневра. Согласно п. 8.1 ПДД перестроение в левую полосу предваряется включением левого «поворотника»; перемещение в правый ряд упреждается подачей правого поворотного сигнала.

Необходимо отметить, что включением сигнала вы не должны вводить в заблуждение остальных участников движения. Так, в случае перестроения через две полосы необходимо дважды «включить-выключить» поворотный сигнал, поскольку текущие правила предписывают немедленное выключение указателя после каждого маневра, которых в данном случае два: перестроение сначала в первый соседний ряд, затем во второй.

Вы перестраиваетесь: у кого преимущество

В ситуации перестроения водитель, меняющий ряд, обязан уступить дорогу тому, кто двигается прямо в попутном направлении и не совершает маневра.

Отметим, что включение сигнала поворота не является преимуществом при смене ряда. Нередко у водителей прямо противоположное мнение на этот счет, что в практических условиях чревато откровенно неблагоприятными последствиями.

Ниже представлен вариант самого простого перестроения на дороге.

Согласно ПДД (п. 8.4) в такой дорожной ситуации водитель белой машины имеет преимущественное право движения.
Согласно ПДД (п. 8.4) в такой дорожной ситуации водитель белой машины имеет преимущественное право движения.

Следует помнить, что ваш маневр перестроения не должен вызывать вынужденного изменения скорости и траектории движения других участников. Однако несоблюдение этого правила не является нарушением до тех пор, пока отсутствует пересечение намеченных траекторий в одном и том же месте и времени.

Вот пример для наглядности. Вы едете по своей полосе, перестраиваться в левый ряд не собираетесь и, соответственно, сигнал поворота не включаете. Внезапно увидев препятствие на дороге, виляете влево, объезжая помеху. Вы остались в своем ряду, никакого пересечения разметки с вашей стороны не было, однако ваши действия вызвали испуг водителя в левом ряду и заставили его вильнуть влево.

В этой ситуации ваши действия вызвали изменение траектории и, вероятно, скорости движения другого участника. Однако вы остались в своем ряду и пересечения намеченных траекторий не произошло. Таким образом, формального нарушения правил тут нет.

Одновременное перестроение из разных рядов: кто должен уступить

Итак, вы перестраиваетесь в левый ряд и тут вдруг замечаете, что с противоположной полосы в тот же ряд, который планируете занять и вы, намеревается переместиться другой автомобиль. Кто кому должен уступить дорогу?

Такая ситуация регламентируется тем же пунктом 8.4 ПДД, где сказано, что в случае одновременного перестроения транспортных средств, которые двигаются в попутном направлении, преимуществом в движении пользуется транспортное средство, находящееся справа.

Такая норма на простом языке называется «правилом правой руки» или «помехой справа». Таким образом, в рассматриваемом примере уступить дорогу должны вам.

Приведенная выше схема наглядно показывает, что водитель белого автомобиля, который фактически вырвался вперед относительно вашей машины, в условиях одновременного перестроения обязан пропустить вас, чтобы исключить помехи вашему движению.
Приведенная выше схема наглядно показывает, что водитель белого автомобиля, который фактически вырвался вперед относительно вашей машины, в условиях одновременного перестроения обязан пропустить вас, чтобы исключить помехи вашему движению.

Одновременное перестроение из одного ряда: теория и практика

Давайте рассмотрим теперь ситуацию сложнее: вы с еще одной машиной одновременно перестраиваетесь из общего ряда в другой – тоже общий. При этом вы впереди, а второй автомобиль пристроился за вами.

Руководствоваться правилами в этом примере можно лишь при условии пересечения траектории обоих автомобилей, то есть когда скорость белой машины выше вашей.
Руководствоваться правилами в этом примере можно лишь при условии пересечения траектории обоих автомобилей, то есть когда скорость белой машины выше вашей.

У кого же в таком случае возникает преимущественное право движения? Ответить несложно.

Безусловно, исключить помехи движению друг друга обязаны оба участника. Однако обязанность эта формально возникает в отношении лишь того транспортного средства, которое едет по целевой полосе. Другими словами, после того, как одна из машин занимает ряд, она автоматически получает преимущественное право движения, а вторая ей уступает.

Заметим, что речь идет именно о формальной логике правил. В практических же условиях ситуация развивается подчас чрезвычайно динамично. И в случае аварии даже записи с регистраторов с ходу не дают ясного ответа на вопрос, кто именно несет ответственность за случившееся.

Сужение дороги: нюансы перестроения

Если имеется дорожная разметка, то действия водителя при сужении очевидны: в случае пересечения разметки возникает обязанность уступить дорогу. К тому же начальный участок сужения обычно предваряется соответствующим дорожным знаком. Благодаря ему понятно, с какой стороны дорога сужается и кто обязан уступить.

Однако нередки случаи, когда дорога лишена разметки и знаков. Что же тогда делать? Давайте посмотрим на рисунок ниже.

На первый взгляд, тема статьи тривиальная, ведь маневр перестроения относится к самым простым. Чтобы выполнить его, водитель включает «поворотник» и затем непосредственно меняет полосу движения.-5

Откровенно говоря, с ходу однозначное решение найти сложно. В среде водителей популярный ответ заключается в предоставлении преимущества желтому автомобилю, поскольку тут, по их мнению, работает «правило правой руки». Что ж, если знаки и разметка отсутствуют, то кроме «помехи справа» ПДД ничего больше предложить не может.
В то же время судебная практика, разбирающая ДТП в подобных ситуациях, предусматривает детальный разбор множества нюансов, включающих, помимо прочего, расположение транспортных средств друг относительно друга и возможность каждой из сторон предвидеть негативный сценарий.

ДТП из-за перестроения: определение виновника

При аварии в результате перестроения бывает весьма затруднительно быстро и однозначно определить виновника в силу двух противоположных нарушений, которые водители ставят друг другу в вину.

Речь идет:

о неисполнении требования уступить дорогу в ситуации перестроения (п. 8.4 ПДД);
несоблюдении дистанции (п. 9.10 ПДД).
Второй пункт нередко рождает соблазн присоединиться к тому, кто обвиняет противоположную сторону в несоблюдении правил. Как говорится, тут все очевидно: помята задняя часть машины, значит, авто ударили уже после перестроения. Такая версия подчас легко принимается прибывшими на место сотрудниками ГИБДД в качестве основной.

В результате на свет рождаются постановления, которые обвиняют в несоблюдении дистанции или неверно выбранной скорости (п. 10.1 ПДД) тех, кто перестроился раньше или даже изначально двигался в своем ряду.

Однако подобные решения являются абсолютно несправедливыми.

Дело в том, что маневр перестроения обязывает водителя предоставить преимущество остальным участникам движения. Это значит, что он не имеет права принуждать других к замедлению скорости и/или изменению траектории движения. Если водитель, обладающий приоритетом в движении, вынужден увеличивать дистанцию, то перестраивающийся уже этим нарушает п. 8.4 ПДД.

Подобные нарушения лежат в основе многих (если не большинства) ДТП, которые случаются при перестроении. Таким образом, какая-либо вина водителя, обладающего преимущественным правом движения, здесь попросту отсутствует.

Безусловно, бывает и так, что автомобиль завершил перестроение и продолжительный период двигается в общем потоке. И вот тут уже водитель, едущий сзади, имеющий приоритет, обладающий достаточным временем для увеличения дистанции и не увеличивший ее, справедливо становится виновником аварии.

Что ж, мы желаем вам учесть все нюансы, изложенные в этой статье. Легкой вам дороги и безопасной езды!