Найти тему
Уроки шахмат

Шахматные фигуры. Ходы фигур

На шахматной доске располагаются два комплекта по 16 шахматных фигур: белые и черные. В каждом комплекте по две ладьи, два коня, два слона, по одному ферзю и королю, а также 8 пешек.

Король – самая главная фигура.

Ферзь – самая сильная фигура.

Ферзь и ладья – тяжелые фигуры.

Ферзь, ладья и слон – дальнобойные фигуры.

Слон и конь – легкие фигуры.

Пешка – самая маленькая и самая тихоходная фигура.

Комплект белых фигур находятся под управлением одного игрока, черные – у другого. Право первого хода за игроком, у которого белые фигуры.

Начальное положение
Начальное положение

Перед началом партии шахматные фигуры занимают свои, определенные правилами, места. Такая расстановка фигур называется начальным положением.

Белые фигуры занимают первую и вторую горизонталь, черные – восьмую и седьмую, т.е. на ближайших к игроку полях.

Ладьи в начальном положении стоят на угловых полях. Рядом, по горизонтали, стоят кони, далее – слоны. Оставшиеся два поля занимают король и ферзь, причем, ферзь ставится на поле своего цвета: белый ферзь на белое поле, черный ферзь – на черное. Вторую и седьмую горизонтали занимают пешки. Белые пешки – перед белыми фигурами, черные пешки – перед черными фигурами.

Ход – это передвижение шахматной фигуры с одного поля доски на другое по линиям, предусмотренными правилами для каждой фигуры.

Ладья перемещается по вертикалям и горизонталям на любое доступное число полей.

Из любого положения на свободной доске ладье доступно 14 полей: 7 по горизонтали и 7 по вертикали.

Ход ладьи и слона.
Ход ладьи и слона.

В начальном положении слоны располагаются на вертикалях «с» и «f», рядом с конями. Слон ходит по диагонали на любое доступное число полей. Вспомним, что диагональ – это прямая линия из полей одного цвета.

Слон, в начальном положении расположенный на белом поле, называется белопольным и он перемещается только по белым диагоналям.

Другому слону доступны только черные диагонали и его называют чернопольным.

Слону из центра свободной доски доступны 13 полей, соответственно, он может сделать 13 различных ходов. Из углового поля – только 7 полей (ходов).

Ход ферзя и короля.
Ход ферзя и короля.

Ферзь может перемещаться по горизонталям, вертикалям и диагоналям на любое доступное число полей.

На свободной доске из центральных полей ферзю доступно 27 полей, т.е. он может сделать 27 различных ходов, а из угла доски – 21 поле (21 ход).

За один ход король может переместиться только на одно ближайшее доступное поле по любой линии и в любую сторону.

Из угла доски королю доступны три поля, на краю доски – 5 полей, а в центре – 8 полей.

Короля нельзя побить, оставлять под ударом фигур соперника, а также два короля не могут стоять рядом на соседних полях.

Король может быть участником необычного хода – рокировки, но об этом подробнее на одном из следующих уроков.

Ход коня и пешки.
Ход коня и пешки.

Конь – единственная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры.

За один ход конь перемещается на два поля: одно по вертикали или горизонтали, другое - далее по диагонали.

После каждого хода конь меняет цвет поля: с черного на белое, с белого на черное.

Из угла доски коню доступно 2 поля, на краю доски – 3-4 поля, а из центра – 8 полей.

Пешка ходит только по вертикали вперед на одно поле.

Из начального положения пешка может, по желанию игрока, перемещаться сразу на два поля.

Движение пешки возможно на одно поле по диагонали, но это происходит только при взятии фигуры противника.

Если при двойном ходе пешка пересекает битое поле (поле, которое находиться под ударом пешки противника), то она может быть побита, при этом пешка противника ставится на то битое поле, которое пересекла пешка. Это означает взятие на проходе (от фр. en passan — на проходе).

При достижении последней горизонтали пешка обязана превратиться в любую фигуру (по желанию игрока), кроме короля. При этом, цвет фигуры менять нельзя.