Приветствую Вас, мои дорогие читатели, своей очередной статьёй на этом канале и прошу отметить, если понравится. Все хотят быть счастливыми и богатыми. Но не все знают, как этого добиться. Жизнь каждого человека уникальна, а истории из жизни великих личностей - прямое тому подтверждение.
В 1667-1669 гг. казаки под предводительством Степана Разина предприняли Персидский поход "за зипунами", то есть всей ватагой на стругах двинулись от Красного Яра к Гурьеву. Затем пошли на Дербент-Баку и далее в Персию на Орешт-Гилянь-Фарабад, прошли вдоль восточного побережья Хвалынского моря (Каспия) и вернулись к островам Дуванному и Свинному близ Баку, а после короткого отдыха - мимо Астрахани к Черному Яру на Дон в Кагальницкий городок. Достоверно известно, казаки взяли приступом несколько городов, при этом забирали у зажиточных слоёв значительные материальные ценности. И куда же делось всё это богатство и достоверны ли сведения?
В июне 1671 г. английский купец Томас Хебдон, находящийся в Москве, явился очевидцем казни Степана Разина, о чём оперативно поведал всей Европе в гамбургской газете "Северный Меркурий". А спустя неделю он послал депешу о том, что брату Степана Фролу залечили раны после пыток, и вскоре должны отправить в Астрахань, чтобы он указал место клада, закопанного Степаном, так как Фрол объявил срывающимся от натуги голосом, что знает тайну кладов, когда его поволокли на плаху попосле того, как палач разделался с его братом. Уже превращенный в окровавленного инвалида Степан вдруг ожил и прошипел: "Молчи, собака!" И не смотря на то, что казнь Фрола была отсрочена на целых пять лет, его продолжали пытать в Константино-Еленинской башне Кремля, так как царь Алексей Михайлович проявил большой интерес к показаниям брата Степана Разина.
Атаман после разгрома восстания бежал в Кагальницкий городок и при нём был сундук с драгоценностями, который зарыт в землю "на острове по реке Дону, на урочище, на прорве, под вербою, а та-де верба крива посередке, а около нее густые вербы". Позже показания Фрола были опубликованы известным историком Н. И. Костомаровым.
В 1875 году "Донская газета" написала заметку о попытках раздобыть клад в 1824 году под надзором новочеркасского полицеймейстера Хрещатицкого по указу атамана Иловайского, которого увлекло предание: добытые охотниками-разинцами сокровища, они спрятали в тринадцати погребах, вырытых на глубине 16-17 саженей. На том месте, где нынче сад казака Масленникова, под землёй была устроена церковь, в которой висела атаманская булатная сабля с 24 камнями, освещавшими церковь и погреба.
Археолог и спелеолог И. Я. Стелецкий, архив которого ныне находится в ЦГАЛИ, в конце 19-го века сделал интересные записи: "Одного помещичьего добра схоронил Разин близ своего утёса на 10 млн. рублей. В 1914 г. в Царицыне близ церкви Троицы провалилась гора на 4 м в глубину. На дне оказались гробы и скелеты". "Существует также огромный в 100 м высоты курган, в котором имеются подземные ходы. Известна в Саратовской губернии пещера в Стенькином овраге на реке Увековке. В 60-е годы её осматривал историк В. Крестовский, она вымурована татарским кирпичом, найдены монеты и вещи татарского обихода..." В Лукояновском уезде Нижегородской губернии, через полицию и сельских старост сёл Печи и Михайловки, были собраны сведения об обширном подземелье на глубине 22 сажен (44 м) с дубовыми дверями, запертыми железными засовами и замками.
Участник Великой Отечественной войны капитан 1-го ранга Г. И. Бессонов поведал, что во время жарких боёв в районе Сталинграда, после налёта немецких бомбардировщиков, осыпался берег Волги. Случайно кто-то из бойцов обратил внимание, что вверху обрыва оголилось несколько старинных чугунных пушек, сложенных плотно в ряд. Дульная часть одной из пушек, сильно проржавевшей, скололась, и из неё по откосу высыпались золотые браслеты, серьги, жемчуг, перстни, другие золотые и серебряные предметы, которые довольно быстро разошлись по рукам.
После очередной бомбежки берег осыпался, обильно пошел снег. Вскоре началось наступление на группировку Паулюса, бои были тяжелые и о находке забыли... А жуткие истории о заговорённых сокровищах до сих пор гуляют по берегам Волги.