В древнем мире существовало стремление к личному обогащению. Оно было противопоставлено поведению традиционному, в основе которого лежали принципы общины. Первым предпринял попытку анализа поведения, направленного на личное обогащение, Аристотель.
Он разграничивал искусство ведения хозяйства ("экономия") и искусство накопления денег ("хрематистика"). Хрематистика (от греческого "хремата" - предметы необходимости) дополняет экономию как искусство распоряжения наличным имуществом. Понятно, что без запасов ведение хозяйства невозможно. Но Аристотель основное внимание уделял целям, на которое направлено накопительство. Он выделил два вида хрематистики: обеспечение запасов для ведения хозяйства и накопительство сверх потребностей. Накопление денег при этом не имеет естественной границы, которая присуща натуральным запасам. И Аристотель замечает: "Все занимающиеся денежными оборотами стремятся увеличить количество денег до бесконечности". То есть богатство становится целью само по себе. "В основе этого направления лежит стремление к жизни вообще, но не к благой жизни". То есть Аристотель имеет в виду особый тип поведения (сегодня его называют экономическим).
И Аристотель делает вывод: "Так как эта жажда беспредельна, то и стремление к тем средствам, которые служат к удалению это жажды, также беспредельны".
Таким образом, античное искусство экономии и современная экономическая теория имеют дело с разными жизненными ситуациями. А взгляды Аристотеля по этим вопросам вошли в общественное сознание и дали направление экономической мысли на два тысячелетия вперёд.