Найти тему
Ерофей и его заметки

Star Wars: The Rise of Skywalker (2019)

Star Wars: The Rise of Skywalker, у нас отчего-то перевели как «Звёздные войны: Скайуокер. Восход».

Преодолел, наконец, лень, и сходил, поглядел.

Что же, когда ничего не ждёшь, не так обидно ничего и не получить.

Хоть Звёздные Войны я люблю, я не упёртый их фанат. Мне плевать на «канон-не канон». Я видел только фильмы. Ну и ещё сериал. (Правда «Мандалорец» ещё не кончился, в субботу, что ли, будет завершающая серия первого сезона).

И вот как раз при отсутствии фанатизма мне «за державу обидно».

В своих отзывах на прошлые серии трилогии-сиквела я старался их, серии, щадить, находить ложку мёда в куче…, пардон, в бочке дёгтя. Но любому терпению приходит конец.

Девятая серия, третья в третьей трилогии, не самая плохая из новых трёх (уж хуже предыдущей трудно что-либо изобрести), но… терпение лопнуло.

И, всё же, попытаюсь быть снисходительным.

-2

«Съешь из плесени кисель, чай не пробовал досель».

Эти бессмертные строки подойдут в качестве эпиграфа как всей «новой трилогии», так и завершающему её фильму.

Я не думаю, что «художник должен быть голодным». Если творец зарабатывает своим творчеством себе на хлеб (с чёрной икрой) – имеет полное право. Моцарты и прочие Рембрандты за деньги работали, а не ради идеи. Но, при этом – идеи имели и вкладывали их в свои творения. Кинорежиссёры – не исключение. Джеймса, нашего, Кэмерноа вспомните.

Но когда фильм снимается «типа чисто ради бабла»… Только для того, чтобы заработать (причём – на чужой славе), и не несёт никакой идеи, никакого посыла, никакой мысли.

Тут впору вспомнить другую бессмертную фразу.

«Это… какой-то позор!».

-3

Чем была «оригинальная трилогия» и «трилогия-приквел»? Сказкой для взрослых, но хорошей сказкой. (Оригинальная, конечно, лучше, но на нынешнем фоне и приквел кажется на уровне).

В одной из своих сюжетообразующих частностей, они вместе давали эдакую «роль личности в истории», краткую биографию одного-единственного человека, историю его возвышения, падения и искупления.

-4

В приквеле, кстати, даже попытались подойти к сказке серьёзно, и объяснить возникновение всей этой катавасии не извечной борьбой «бобра с ослом», а экономикой и политикой.

(А вот кстати. Немного натянутых на глобус аналогий.

Вся эта звёздновойновская заваруха прекрасно накладывается на историю реальной Польши времён Речи Посполитой. Король (канцлер/император) пытается укрепить единоначалие и абсолютную монархию, и навести порядок, а гоноровая шляхта (Старая республика/Альянс повстанцев/Новая республика) ему противодействуют и отстаивают свои вольности шляхетские. Даже в названиях можно найти параллели :-), космическо-повстанческий «Альянс» - и многочисленные шляхетские «Конфедерации». Паны дерутся, а у холопов чубы трещат. Ни в Речи Посполитой, ни в «далёкой Галактике» центральная прочная власть не удержалась, сметённая «вольнолюбивым народом».

Последующую судьбу Польши мы знаем. Потеря суверенитета, разделы и переделы. А что ждёт «далёкую Галактику»? Кстати, кто там сейчас вообще у власти? Или, судя по всему, никто, каждый пануе як може на своей планете? Ну-ну).

Качество «оригинальной трилогии» и даже «трилогии-приквела» не объяснишь одним синдромом утёнка. Нет. Просто люди делали новое. Старались. Даже в приквеле.

(В трилогии-приквеле, конечно, вышло не супер-пупер, но не лютый стыд. А на фоне «сиквела» так вообще…).

-5

А вся «новая трилогия»… Снято только ради денег. Только. Ради. Денег.

Попытка заработать новых денег старыми фокусами. Обыгрывание классических сцен и приёмов, сюжетных поворотов и чуть не выстраивания кадра. И фансервис. Ни капли новых идей или мыслей.

Из свежего разве что толерастия, мать её, во все места. Но… Вы уверены, что это идёт на пользу фильму?

-6

Ей богу, на Тёмной стороне, хотя бы, есть печеньки, а что на Светлой? Негры-дезертиры, пилоты-метисы, генералы-сильные и независимые женщины (несколько их!), бодипозитивные китаянки, мерисьюшные джедайки (по совместительству – сильные и независимые представительницы племени Моисеева)? И вы ещё сомневаетесь, за кого «болеют» зрители?

-7

Последняя серия пытается подчистить все хвосты, выстрелить из всех ружей, что развесили в прошлых двух. Хреновато, откровенно говоря. Как обычно, замах на рубль – удар на копейку. Голливудские сценаристы умеют нагнетать интригу – но нихрена не умеют её красиво и логически распутать. (Мелькание в этой серии актёра из сериала Lost словно заранее нам намекает – всё кончится пшиком).

Кстати, дальше будут спойлеры. Ибо мне плевать. Хранить тайны хорошего фильма не только можно, но и нужно. Хранить ослиные уши фильма-Мидаса, который своим прикосновением всё обращает отнюдь не в золото, а в иную субстанцию – увольте.

-8

Оценивать серию саму по себе довольно сложно – она завершает трилогию и, к тому же, она, в попытке разгрести авгиевы конюшни предыдущих двух серий, является квинтэссенцией всего этого непотребства.

Серия должна была поставить точку. Ну, или, зная аппетиты голливудских боссов, хотя бы красивое многоточие.

А получился пробел.

-9

Я даже не буду говорить о том, что серия во многом буквально копирует эпизод «Возвращение джедая» (1983 год, последняя серия оригинальной трилогии).

Да, Гегель сказал, что история повторяется дважды. Но трагедия была в «Возвращении джедая». Тут – фарс. Нет, если бы зрителя тонко подводили бы, ненавязчиво показывали аналогии с теми событиями, я бы сказал – как тонко обыграли, мол это не совпадения – это судьба, галактический Фатум. Однако, извините, но в «райзингующем Скайволкере» нет ни тени тонкой игры создателей со зрителями. Всё в лоб.

События – либо череда совпадений, либо череда невероятных совпадений. И не только череда, но и чехарда. Сколько планет показали в лучшей серии всех времён – «Империя наносит ответный удар»? Четыре? Пять? По-моему, всего четыре, плюс – внутренности «стардестроера» (который у нас упорно переводят как «звёздный разрушитель», хотя «дестроер» - это английский морской термин. По-русски – «эсминец, эскадренный миноносец». Боевой корабль много круче миноносца, обладающий океанской мореходностью, но слабее крейсера в артиллерийском бою, разменная монета конвойных битв).

Сколько планет показали тут? Десять? Пятнадцать? От мельтешения в первой части фильма мозг отказывался воспринимать красоты CGI.

-10

Индийское кино продолжается.

«Люк, я твой отец», «Лея, я твой брат», «Хан, я твой сын». Мало? «Рей, я, б****, твой дедушка!».

Первые два можно понять, это двигало сюжет, это и было самим сюжетом. Третье – ну, ладно (тем более, что этого и не скрывали). Но финал… Ей-богу, мне было бы проще поверить, что Рей – дочь Люка. Но нет. (Вы думаете, почему Люк Скайуокер так крут в новой трилогии? А он как Онотоле, сохранил свой бутон несорванным, до седой бороды. Монашествующий рыцарь-джедай. Круче только Йода, ибо ему не с кем).

Кстати, я, почему-то, думал что Пол Пот Палпатин – это имя. Ан нет, оказывается – фамилия.

Рыцари Рен? Ну, типа, Бен Соло он же стал называть себя Кайло Рен, а не Дарт Кайло? С фига ли? А… А хрен знает, вот вам шесть мрачных чудаков, которые невесть кто, откуда и зачем, и вот они – рыцари Рен. Не ситхи и не джедаи. И световых сабелек не носят. Но – страшные люди! Почему? Не знаю, так нам сказали ровно одной фразой. Порубили этих страшных людей даже менее красочно, чем охрану Сноука в прошлой серии.

-11

Кстати, о Сноуке. Вот этот уродец в парчовом халате был что и зачем? Выращенный искусственно организм, которым управлял Тот-чьё-имя-нельзя-называть? А зачем? А как? А к чему такие сложности? А чего он, этот клон, такой порубанный? А где он такого авторитета набрался, всего тридцать лет прошло, а то и меньше. А чего хозяин этого Сноука не обиделся, когда Кайло Рен на пару с Рей Палпатиновной его творение располовинил?

И вообще, этот офигенно хитрый кукловод, взращивая и обучая Бена Соло, (который уже успел, сам по себе, стать Кайло Реном), через свою марионетку-клона-хрен-пойми-что-Сноука, понимал, что при «открытии масок» внук Дарта Вейдера его слушаться не будет? Что он сам «захочет царствовати и всем владети»? Тем более, что его, Кайло Рена, авторитет – дедушка Дарт Вейдер, царстиве ему джедайское – как раз и уфигачил кукловода до состояния практической нежизнеспособности.

Короче, на всякую хитрую гайку найдётся болт с левой резьбой.

Негры, латиносы, роботы?

О, тут простор для домыслов только расширили. Да, и негроштурмовик, и метис-пилот на Рей глаз положили. Ладно, девка хоть и не писанная красавица, и ничего такого при ней, за что приятно руками посмотреть, да и бесприданница, но в хозяйстве пригодится - овин прибрать, сено закидать, навоз перекидать, при её-то Силе. Но, видать, возмущение белой цисгендерной ***мрази достигло ушей продюсеров, и они нажали, нет, не на тормоз. Пока только на сцепление. Подвесив вопрос в воздухе.

Негру, кроме китаянки из прошлой серии (которую ввели только ради проката в Китае, не выгорело – задвинули обратно), выдали негроштурмовичку, а пилоту-латиносу – его старую зазнобу (вообще, судьба этого персонажа – почти один в один судьба Хана Соло, показанная в одноимённом фильме. Вы что, «сами себя не смотрите»? Или это, типа, тонкая параллель? Так вот, она ни черта не тонкая!). Даже круглому роботу, «который был призван символизировать что-то там» выдали пару (!).

Так, что за честь белой женщины я теперь спокоен.

Нет, у Рей с Беном-Кайло всё бы было хорошо, тем более, что они, слава богу, не двоюродные кузены, как намекалось, но… Но не сложилось.

Нет, в фильме есть и светлые моменты. Самый светлый – старый добрый робот C3PO. Он в этом бардаке самый адекватный.

Ещё один светлый момент – мало, особенно по сравнению с прошлыми новыми сериями, бывшей принцессы, а ныне генерала – Леи Соло, в девичестве – Леи Органы-Скайуокер.

В оригинальной трилогии милая девчушка «в хламиде и без бюстгальтера» (как известно, в космосе их не носят). В трилогии-сиквеле – доставучая старушка с кокаиновым прошлым, крупными мазками написанными на лице (прям не верится, что это один и тот же человек!). Но она умерла ещё в 2016-м, и если бы не это – её было бы много. И светлого момента не было бы.

Пытаюсь вспомнить ещё что-нибудь хорошее и…

-12

Да проще вспомнить плохое. Пусть и не хочется.

Хотя, после свободно падающих бомб, в невесомости, в открытом космосе (прошлая серия) абордажная космокавалерия уже не выглядит таким бредом. Просто – очередным бредом. Просто, для реализации «режиссёрских задумок» здесь большинство боёв – в атмосфере, чтобы люди смогли вволю побегать по обшивкам кораблей. Висящих где-то там, высоко, но в атмосфере планеты. Словно бронеобшивка боевых стардестроеров предназначена для забегов и перестрелок. О том, что уже на высоте четырёх километров равнинный житель без подготовки особо не побегает, а на восьми – вообще не до беготни, обходят стороной. Как и вопрос гравитации. Как и вопрос звука в вакууме. Впрочем, последнее – это старая фишка, хрен с ней, ещё Лукас решил, что без звука не так кинематографично.

А уж вопрос Силы… В чем Сила, брат? В мидихлорианах? Или, таки, ньютонах?

Зачем джедаев (и ситхов) тренировали с малолетства, растили, науськивали и воспитывали? Ну что они могли? Чутка телекинеза, чутка телепатии и махать световыми сабельками. А тут… Тут они стали всемогущи. Вот просто так.

А уж вопрос «Звезды Смерти»… Её клепали в двух сериях. И уничтожали нахрен. «Старкиллер» на базе планетоида тоже склепали. И тоже уничтожили. Нахрен. И вдруг выясняется, что для пушки, способной разом жахнуть целую планету, достаточно простого «стардестроера». Т-т-т вою же мать! А этих «стардестроеров» много. Жахнем их нахрен?

А уж вопрос императора… Да, задним числом можно натянуть любой «обоснуй» на любой галактический глобус. Но начинает трещать. И ничем иным, как природной криворукостью сценаристов, его «воскрешение» объяснить нельзя.

-13

Ой всё…

Плохого много. Очень много. Оно не в этой серии, оно вообще во всей этой новой трилогии. Просто пусть не самая плохая серия, но как финальная, вскрыла весь этот гнойник.

Вопрос - нафига всё это подано именно так?

А ответ один – безблагодатность сценарные дыры и бездари-сценаристы. Решив выпустить новую трилогию, даже общую сюжетную канву, похоже, не наметили. В каждой серии – всё заново. В каждой серии повествование мотает из стороны в сторону. То строятся «многоходовочки», то вдруг заявляется – это всё фигня.

-14

(Если честно, во всей новой трилогии мне понравился только один момент. Один единственный. Новый «главный антагонист». Кайло Рен. Бен Соло. Сын принцессы Леи и контрабандиста Хана Соло, племянник последнего джедая Люка Скайуокера и внук харизматичного пыхтелки и сопелки Дарта Вейдера. Нет, я тоже, как и он, лопоухий и носатый (пусть не до такой степени), но он понравился мне не за внешнее сходство. Этот персонаж – самый живой. Самый искренний. Он не импозантен и не уродлив внешне. Он обычен. Ему немного за тридцать, но его всё снедают юношеские комплексы – его дед был велИк, а он хочет быть ещё круче. Он хочет «всем им доказать» (видимо, Харрисон Форд и Кэрри Фишер были ему херовыми родителями). Да, у него есть способности, и немалые, но он нетерпелив, он не хочет и не умеет кропотливо учиться ими управлять. Ему надо всё и сразу. А уж когда родной дядя, брат матери, учитель!, пытается во сне его попотчевать сабелькой, «во избежание, ибо вона какого деда внук» (словно сам этот дядя не «вона какого отца сын»)… Его путь на Тёмную сторону неизбежен. Как там сказано? «Тёмная сторона проще». Да, проще. Одно дело, изнурять себя джедайскими испытаниями, постами да воздержанием, а другое дело – лихо сабелькой махать.

И ведь, не смотря ни на что, он, Кайло Рен, мечется! Места себе не находит. Свой среди чужих, чужой среди своих. Дедушка Вейдер, после того, как поиграл в Отелло с женой и лишился рук-ног в дуэли с джедаем-учителем, просто впал в апатию, отгородился от мира, ушёл в себя, включил дурака и притворился послушной пешкой в руках императора, тупо рубя всё и вся. Только встреча со взрослым сынком его несколько вернула к жизни (дочь, что характерно, такого впечатления на него не произвела). А Бен-Кайло мечется все три серии. Он подражает деду. Стремится его превзойти. Бравирует «чёрным сердцем», при этом – скорее сентиментален, чем жесток. Да ещё и показушник, гоняющийся за внешними атрибутами, что скорее свидетельствует о незрелой личности. И власть ему нужна не ради власти, а ради самоутверждения. Типа, вот я чего смог достичь. Накося, выкусите! Всё хочет кому-то что-то доказать. Истерит. Дёргается. Ну и пресловутая Светлая сторона в нём ничуть не угасла. Единственный живой, не сказочный человек во всех Звёздных Войнах. Вот потому труЪ-фанаты, чётко делящие на белое и чёрное, на эльфов и орков, так его невзлюбили).

-15

Вся новая трилогия – не ради «я сниму интересное кино и на нём заработаю славу и деньги». Вся новая трилогия – ради «мы поэксплуатируем любимые многими образы, напичкаем кино фансервисом, заодно сэкономим на сценаристах, ибо пипл и так схавает, и заработаем биллионы! Му-ха-ха!!! (зловещий смех императора Палпатина)».

Жил однажды штурмовик,

В цель стрелять он не привык,

Дезертир и негодяй.

Может, он тоже джедай?

Джедаи, джедаи, кругом одни джедаи…

Вот я думаю. Букмекерским конторам можно начинать принимать ставки – когда выйдет новая трилогия.

А уж из какого пальца какого именно гунгана диснеевцы, что купили у Лукаса право первородства, высосут её сюжет… Не имеет значения. Как пели многие, в том числе и Битлз, «Money (That’s What I Want)».

(Версия для LiveJournal)