Как известно, обидеть художника может каждый, а вот сам художник может обидеть всех и сразу. Они, конечно, гении, но и занозы в территориально и анатомически определенном месте. Но кто из этих великих художников был хуже всех? Встречайте: Топ-4 невероятно талантливых подлецов.
4. Густав Климт
Старина Густав был в целом неплохим человеком: он взял под свою опеку дитя умершего младшего брата, покровительствовал юным художникам и умел поддержать друзей. Но это не мешало ему быть самым настоящим бабником. Разные источники приписывают ему разные десятки (да-да, десятки – это те, которые 10-20-30) внебрачных детей. Более того, существует мнение, что Климт, и вовсе, имел связь с каждой женщиной, которую он рисовал (а рисовал он почти одних женщин).
Также известна «история» о «Портрете Адели Блох-Бауэр I», который художнику заказал муж модели, прознав о романе жены с Климтом, и чтобы за время работы над картиной любовники друг другу надоели, постоянно вносил правки в произведение. Насколько этот сюжет правдив, доподлинно неизвестно, но факт того, что «Золотая Адель» была написана аж за 4 года, остается фактом.
Тем не менее, есть в биографии писателя и совершенно неправдивая байка, разлетающаяся по интернету с определенной периодичностью. Считается, что у Климта был роман с женой брата (того самого, чью дочь он воспитывал) Эмилией Флеге, но:
1) Женой Эрнста Климта была не Эмилия, а Хелен Флеге, ее сестра;
2) Многие исследователи склоняются к мнению, что у Густава и Эмилии даже не было романа, женщина скорее была настоящим другом художнику, а не любовницей.
В общем, за Климтом, конечно, был порок, но он точно не был чудовищем. В отличие от победителя этого топа.
3. Данте Габриэль Россетти
Рок-звезда Прерафаэлитов Данте Габриэль был, бесспорно, очень талантливым человеком, но его моральные принципы… ну… предположим, что они вообще были. Как и Климт, Россетти был любителем рисовать, женщин и рисовать женщин, которых он любил. Практически все натурщицы художника были его любовницами, и если вы посмотрите на картины Россетти, вы предположите, что их было не так много. Но вы ошибетесь. Просто у Данте как у порядочного прерафаэлита был любимый типаж: рыжеволосые девушки с большими глазами и полными губами. Исключение составила разве что брюнетка Джейн Моррис, большая любовь Россетти, и при этом жена его друга и ученика Уильяма Морриса. Кстати, это был не первый случай, когда художник увел женщину у друга (см. Энни Миллер и Уильям Холман Хант, спойлер: закончилось все не очень хорошо).
Но вы не подумайте, Россетти был романтиком. Когда скончалась его любимая жена Элизабет Сиддал (именно она была натурщицей для легендарного полотна Джона Эверетта Милле «Офелия»), безутешный вдовец похоронил с женщиной свои стихи как больше не имеющие смысла. Но через время, получив неплохое предложение от книжного издателя, эксгумировал сборник. Кстати, во время брака с Сиддал, Россетти активно «рисовал» Фанни Корнфорт, на которой до того не женился из-за ее низкого происхождения и позиции «вообще-то я никогда не женюсь». А после смерти супруги взял Корнфорт к себе домработницей. При этом продолжая рисовать (тут уже, на счастье, без кавычек) покойницу Элизабет, на каждом полотне изображая ее в образе Беатриче (ну, не зря же он Данте).
2. Караваджо
А вот таких, как Микеланджело Меризи де Караваджо, в наше время в народе называют «совсем отбитыми». Он состоял в реальной банде, публично критиковал и клеветал коллег-художников, а однажды даже кастрировал сутенера во время потасовки из-за проститутки.
При этом, по мнению исследователей, Караваджо изображал себя в том или ином амплуа на большинстве своих картин. Спросите, почему не женщин? Потому что в отличие от его названных нами коллег, этот художник больше всех любил себя. Но нарциссизм Караваджо даже близко не стоял с нарциссизмом...
1. Пабло Пикассо
Этот самовлюбленный бабник портил жизнь почти каждому человеку, с которым был знаком. Трусливый ипохондрик, разрушительно (для других, не для себя) самоуверенный, он считал себя настолько великим, что даже обрезки его ногтей и волос были «особенными». Больше всего досталось его женщинам и потомкам, некоторых из них он, и вовсе, довел до самоубийства. В отношении дам Пикассо был и вовсе чудовищен: унижал, бил, пользовался, но каким-то образом все равно обольщал. Главная же претензия всех потенциальных наследников: художник, зарабатывая миллионы, оставлял своих близких умирать в нищете. Ну, и огромное количество сложно доказуемых, но не менее реальных психологических травм, нанесенных им как мужем, отцом и дедом.
С друзьями Пикассо тоже не был милым: после кражи легендарной «Моны Лизы» свалил всю вину на поэта Гийома Аполлинера, которого могли выслать из страны. Проблема даже не в том, что это как-то не по-дружески, а в том, что Аполлинер был не причем, в отличие от Пабло. Сдается нам, дружба после этого прежней уже не была…
Зато с мамой у Пикассо были прекрасные отношения вплоть до ее кончины. Интересно, донья Мария понимала, какое чудовище она вырастила?