Найти в Дзене
СССР-75737

Як-40 в Иране, малоизвестное.

Известно, что Иран давно находится под санкциями. По этой причине, для решения проблемы гражданских авиаперевозок власти Ирана часто берут самолеты в "мокрый" лизинг (с экипажами).

Примерно с 1999 года по 2002 в Иране работали два Як-40 из России. Для этого самолеты вывели из российского авиационного регистра и перевели в иранский. На самолеты нанесли соответствующие логотипы.

Место базирования был остров Киш. Это небольшой остров на юге Ирана , в Персидском заливе. Как раз в это время власти Ирана приняли решение организовать на острове свободную экономическую зону, а также развивать курортную инфраструктуру .

Рейсы в основном были в Дубаи, это приблизительно 200 км. А основными пассажирами.. индусы.

Дело в том , что по законам ОАЭ иностранцы , работающие на территории государства должны с определенной периодичностью покидать страну и получать об этом отметку в паспорте. Так и получалось, что в самолет загружался полный салон индусов, которые летели на остров Киш получить отметку , и потом возвращались обратно в Дубаи.

Также в Иране некоторое время летал Як-40 "Армянских авиалиний". Но 17 мая 2001 года самолет потерпел катастрофу , погибли 29 человек. При этом , на борту находилось 6 парламентариев и 13 сотрудников министерства транспорта Ирана , включая руководителя ведомства Рахмана Дадмана. Расследование катастрофы в качестве причины рассматривало попадание молнии. Известно что через 10 минут после взлета экипаж запросил возврат в аэропорт вылета - Тегеран.

По отзывам тех, кому довелось поработать в этот период в Иране, Як-40 показал себя надежным самолетом, который часто выручал в случае поломок самолетов других типов.

В 2002 году эти два Як-40 вернулись в эксплуатацию в Россию. На данный момент они уже списаны .