Найти тему
Литературный Диалог

100 лет одиночества и кое-чего еще...

"100 лет одиночества" Габриэль Гарсиа Маркес
Объем: 526 web-страниц
100 лет, 1000 персонажей, 10000 метафор, 1 главный Герой

Впервые эту книгу я прочитала 15 лет назад, и она мне понравилась. Чем? Даже не знаю. Наверное насыщенностью запоминающимися, а подчас и шокирующими образами, закольцованным повествованием, водящим Читателя меж трех сосен, ореолом великой истории, чье величие признано во всем мире. Это было прикосновение к Литературе, но сейчас, выйдя на новый круг прочтения «100 лет одиночества», я восприняла эту историю иначе, не сердцем, а головой.

Но как писал книгу сам Автор? Кроется ли смысл за поеданием земли и бесконечными инцестами или это колумбийская «Санта Барбара» с изящным поросячьим хвостиком на попе? Лично для меня книга в этот раз стала не просто набором интимных подробностей жизни одного рода, а довольно структурированной и выверенной метафорой к судьбе целой страны.

Семейный миф на основе мифа мирового

Несмотря на то, что книга переполнена колоссальным числом персонажей, в которых постепенно начинаешь путаться, ибо с каждой новой страницей их число стремительно нарастает, главный герой здесь только один — это мужчина из рода Буэндия. Этот Буэндия умирает и вновь воплощается в своих детях и внуках, неизменно повторяя свой путь уже на новом витке исторического контекста.

Женские персонажи по сути создают этот метафорический контекст: это и Урсула, древняя, как сама земля, и вечная девственница Амаранта, и Гражданская Война, искалечившая судьбы целого поколения колумбийцев, и Похоть, определяющая неизменность генов, вновь и вновь складывающихся в еще одного из рода Буэндия.

Начало романа это фактически следование Адама и Евы по пути Моисея к «землям обетованным». Близкие родственники Урсула и Хосе Аркадио основывают Макондо, где каждый новый член их рода — дитя инцеста, этот порочный круг, обозначенный в начале, станет и концом повествования, будто замкнувшись в самом себе.

Вечная двойственность человеческого естества

В повествовании много парных персонажей, которые, на мой взгляд, олицетворяют две стороны одной души. Такая дуальность натуры прослеживается в противопоставлении полковника Ауэрелиано, отправившегося отстаивать свои идеалы в сражениях, и Аркадио, превратившегося в кровавого самодура, и эти идеалы утерявшего.

В истории братьев близнецов, не отличимых в детстве, и получивших столь разное развитие судеб, но вновь ставших практически одним целым после кончины, слившимся настолько, что их по ошибке похоронили в могилах друг друга.

Женщины-антагонисты консервативная Фернанда и прогрессивная либеральная Петра, из постелей которых кочует Аурелиано Второй, не имея сил выбрать, в какой из домов, наконец, перетащить свой сундук с вещами. И после его смерти эти две части одной идеальной женщины остаются до самой смерти связанными между собой.

Исторические события в вымышленном городе

Несмотря на то, что город Макондо не отыскать на карте Колумбии, его жители принимали активное участие в политической жизни страны. Маркес много пишет о противостоянии консерватизма и либерализма, вкладывая эти рассуждения в уста полковника Ауэрилиано и вводя аналогии в текст в трудно опознаваемом метафорическом исполнении.

Я находила эти метания повсюду. Начиная с патриарха, основавшего город и выбравшего либеральный путь поиска новых земель (и всю жизнь всей душой рвавшегося прочь от консерватизма), продолжая полковником Ауэрилиано, с оружием в руках отстаивающего идеи либерализма, и заканчивая Ауэрилиано Вторым, метавшимся между двумя женщинами, каждая из которых есть яркое воплощение либеральных и консервативных идей.

Удивительная по своей глубине метафора вознесения Ремедиос Прекрасной, которая, на мой взгляд, является воплощением Революции — и для этого утверждения есть целый ряд предпосылок. Все персонажи считают эту девушку безбожно привлекательной, но недалекой, и только полковник Ауэрилиано замечает, что она самый здравомыслящий человек в их семействе.

Это утверждение полностью соответствует политическим и моральным взглядам полковника. Ремедиос демонстрирует поразительную естественность и свободу, воплощая основной посыл либерализма, привлекая колоссальное число воздыхателей, для которых увлечение ею неизменно заканчивается гибелью (аналогия с гражданской войной).

История Ремодиос заканчивается ее волшебным вознесением с похищением белых простыней. Что это, если не конец войны? Революция, прекрасная и недоступная, помпезно исчезает, выкинув белый флаг и даже не взглянув на своего главного антагониста — Фернанду (олицетворение консерватизма), которая тоскует, что лишилась своих дорогих простыней.

Бог, дьявол или просто Писатель?

Один из самых интересных персонажей, которому в целом уделено не так много страниц в тексте, это цыган Мелькиадес. Он бывал везде, он знает все. Все, что было, и все, что будет. Он может восстать из мертвых, а может определить конец целого рода и даже целого города.

Кто же он? Бог, дьявол или просто Писатель? Мелькиадес вводится в повествование, как личина Автора — самого Маркеса. Он волен описать историю всей семьи, персонажи же вольны только выполнять предписанное. Принять разрушительный смерч, которому суждено стереть Макондо с лица земли, убить тех, кто пережил почти библейский потоп, но не сделал никаких выводов.

100 лет одиночества или чего-нибудь еще?

Книга написана на испанском языке и в оригинале называется «Cien años de soledad», где слово «soledad» можно перевести по-разному, например, как «уединенность», и этот вариант дословного перевода, как мне кажется, более соответствует содержанию произведения. Эта история уединенного города, который пережил свой расцвет и свой упадок, как это произошло и с родом Буэндия, «варившимся» в самих себе целый долгий век.

Рекомендую ли я эту книгу? Могу однозначно сказать, что это интересный опыт. Понравится ли она вам? Я не могу однозначно сказать, понравилась ли она мне. У Маркеса есть другие прекрасные книги, например, «Любовь во время чумы» или «Хроника объявленной смерти», хотя, возможно, я просто тяготею к реализму больше, чем к магии. Приятного чтения!