Найти тему
Авто Притяжение

Выпуск № 58-2019. Не счастливая уникальность.

Оглавление
Данная статья посвящается памяти Геннадия Хаинова.
Данная статья посвящается памяти Геннадия Хаинова.
Для тех кто не знает что такое НАМИ. Данную информацию можно прочитать на многих сайтах. Я же расскажу об очень редком автомобиле.
Для тех кто не знает что такое НАМИ. Данную информацию можно прочитать на многих сайтах. Я же расскажу об очень редком автомобиле.
НАМИ "Охта"1987/1988 г. Фотография взята из книги  которую мне подарили в начале 1990-х годов.
НАМИ "Охта"1987/1988 г. Фотография взята из книги которую мне подарили в начале 1990-х годов.

Введение.

Не для кого не секрет, что в нашей стране сложилась очень не справедливая пропорция. У нас очень много талантливых людей, которые буквально из нечего построят шедевр, но при этом, на современных заводах директора выпускают «Буханку» и «Ниву» в 2020 году, и им не стыдно за это. Какие бы замечательные не были эти машины, но в каждом случае должна быть мера. А тут она уже не только безнадёжно утеряна, но и уже безвозвратно потерян контроль над ситуацией.

Но сегодня речь не о политике заводов, для этого есть другие каналы, а я вам расскажу об уникальном автомобиле, который многие либо забыли, либо не знают о его существовании в силу своего возраста. Именно для этих целей я и пишу эту статью, чтобы многие устранили этот пробел.

Не для кого не секрет, что российского автомобиля в чистом виде практически не бывает. Что не затронь, у каждого есть аналог из-за рубежа. За примерами ходить не надо: ЗАЗ-965 - FIAT 600, ЗАЗ-966/968 - NSU Prinz IV, ГАЗ-21 - Ford, ГАЗ-24 и Ford Falcon, Москвич-2141 - Simca-Chrysler 1308 и так далее. По пальцам одной руки можно перечислить те проекты, которые можно назвать чисто российскими разработками. Но сегодня у нас настоящий эксклюзив. Хотя для людей, которые у меня впервые на канале скажу, что мой канал рассказывает только об эксклюзивных автомобилях.

Реклама.

Я стараюсь своих подписчиков радовать каждый день. Но при этом, я не экономлю на качестве своих материалов, и очень серьёзно поддерживаю свою репутацию...
Я стараюсь своих подписчиков радовать каждый день. Но при этом, я не экономлю на качестве своих материалов, и очень серьёзно поддерживаю свою репутацию...
..поэтому уверен, что если вам понравиться, то вы подпишитесь на канал "Авто Притяжение" и поставите лайк. Я благодарен подписчикам, которые поверили и оценили мой труд. Спасибо, что читаете до конца. Всего вам самого доброго и счастливого вам дня.
..поэтому уверен, что если вам понравиться, то вы подпишитесь на канал "Авто Притяжение" и поставите лайк. Я благодарен подписчикам, которые поверили и оценили мой труд. Спасибо, что читаете до конца. Всего вам самого доброго и счастливого вам дня.

Начало

Стартовым проектом Ленинградской лаборатории перспективного макетирования легковых автомобилей НАМИ, и возглавляемой талантливыми конструкторами Дмитрием Парфеновым и Геннадием Хаиновым, стало проектирование прототипа минивэна «Охта».

Назван в честь реки и района Санкт-Петербурга.
Назван в честь реки и района Санкт-Петербурга.

Техническое задание на проектирование данного автомобиля стартовало благодаря госпрограмме сокращения отставания отечественного автостроения от мирового.

В тех. задании конкретно говорилось что, инженеры «Охта» для удешевления проекта должны были использовать узлы и агрегаты ВАЗ-2108/2109, как самой технологичной на тот момент машины. Но при этом «Охта» должна была иметь повышенную пассажировместимость, и обладать выверенной аэродинамикой. Габариты кузова должны быть не больше выше упомянутого донора.

НАМИ "Охта"1987/1988 г.
НАМИ "Охта"1987/1988 г.

Для того, чтобы снизить коэффициент аэросопротивления инженеры применили аэродинамическую трубу Ленинградского политехнического института. Но, несмотря на то, что автомобиль надо было сделать аэродинамичным, салон его не должен быть тесным. Данная задача, по словам самих инженеров, была крайне сложной. Но они справились. Несмотря на то, что в тех. задании чётко оговаривались размеры, конструкторы всё-таки пошли на риск и сделали машину чуть выше положенной высоты. Безусловно, это дало свои положительные плоды. Кузов сделали 7- местным, и поэтому комфортное расположение всех пассажиров в салоне было крайне важным.

НАМИ "Охта"1987/1988 г.
НАМИ "Охта"1987/1988 г.

Салон

Но салон не только с лёгкостью вмещает 7 человек, его наделили возможностью трансформации.

При этом его можно трансформировать под любую жизненную ситуацию. Его с лёгкостью можно было превратить в бизнес-зону. Также было предложена трансформация в столовую. Для этого надо было развернуть передние сидения, на 180°, а средний ряд трансформировался в стол. И вот нюанс. Подозрительно, но такая возможность есть у фургона Volkswagen Caravelle. Уж не шпионы ли немцам донесли на одном из салонов эту идею предварительно побывав на стенде русских.

На этом варианты трансформации не заканчивается. Есть и ещё один вариант. Сложив все диваны и сняв часть передних сидений, в салоне можно с лёгкостью переночевать без потери в комфорте 2-м взрослым и одному ребёнку. Такая функция также к слову применена в немецком автомобиле.

Даже сегодня салон не выглядит устаревшим спустя более 30 лет.
Даже сегодня салон не выглядит устаревшим спустя более 30 лет.

Нынешние некоторые машины имеют приборные панели, которые двигаются вместе с рулём. И данная трансформация подаётся как новинка. Но на самом деле данной идее уже не один десяток лет. У советского минивена панель приборов была состыкована прямо на рулевой колонке и при её наклоне также имела возможность менять угол обзора. Наклоняясь, она обеспечивала наиболее удобную наглядность показаний на щитке приборов.

На этом идеи, которые применены впервые в мировом автопроме, не заканчиваются. Много нового внесли в проект и дизайнеры проекта. Сегодня фары, расположенные на переднем бампере, не сенсация. А тогда, в 1987/1988 годах такое решение вызывало противоречивые чувства. Кому-то это нравилось, но кто-то называл это решение не правильным, объясняя это тем, что при аварии их можно разбить. Прямо скажем странный довод. А нынешние фары при аварии разбить нельзя? Но с чем точно можно согласиться, так это с тем, что ни на один из автомобилей русский минивен похож не был, хотя…

Если посмотреть на этот американский концепт-кар, то не вооружённым взглядом видно, как американцы взяли наш концепт на вооружение и показали...

GM HX3 Hybrid Van Concept (1990)
GM HX3 Hybrid Van Concept (1990)

Но это так, к слову. Передний бампер «Охта» был не обычен не только расположенной на ней оптикой. Под ним инженеры расположили спойлер, который при определённой скорости мог автоматически выдвигаться вперёд, тем самым создавая большую прижимную силу для большей устойчивости.

Но чем конструкторы гордились по праву и считали истинным шедевром, это мультиплексной электропроводкой в виде проходящей через салон основной шины, которая раздавала питание потребителям с помощью центрального процессора компьютера. Такого не было не у одного автомобиля в мире. Более того, многие идеи, которые были показаны на советской «Охте», впоследствии появились на некоторых серийных иномарках.

НАМИ "Охта"1987/1988 г.
НАМИ "Охта"1987/1988 г.

Кузов, изготовили из пластиковых панелей на пространственной металлической раме. Конструкция «Охты» предусматривала высокий процент сборочной автоматизации и отличалась существенно меньшим количеством деталей, по сравнению с серийными машинами того времени.

«Охту» активно демонстрировали на многих выставках мира. И везде она производила неимоверный фурор. В частности, минивен из СССР на Женевском автосалоне-1988 многие встретили с отпавшей челюстью.

Неоправданная смерть

Но в нашей стране не могут радоваться успехам собственных изобретателей, обязательно надо всё испортить. Так, к сожалению, произошло и с этим автомобилем.

Не любят у нас талантливых людей.
Не любят у нас талантливых людей.

При возвращении домой в РСФСР, «Охта» была арестована своими же русскими таможенниками. Многие не могли понять, в чём была проблема! Как объясняли «доброжелатели», они не давали разрешение на пересечение границы в виду того, что не была уплачена какая-то пошлина. Никто не мог понять, что происходит и после продолжительного диспута у команды отобрали машину и отправили её на склад, где хранятся конфискованные вещи.

Политика наших руководителей настораживает. Здоровы ли они вообще? Скажу прямо-Нет.
Политика наших руководителей настораживает. Здоровы ли они вообще? Скажу прямо-Нет.

Не трудно догадаться, что таможенный склад – это не самое лучшее место для хранения столь уникального автомобиля. К сожалению, через несколько лет автомобиль был возвращён создателям, но в крайне плачевном состоянии. Данная безрадостная ситуация переломила хребет бурного энтузиазма создателей. И после этой неприятной истории многие уже и не знают, где сейчас находиться «Охта».