Найти в Дзене
AKA

Море в огне

Fuocoammare
Fuocoammare

Море в огне - думаю, что у всех будет примерно одинаковое представление об этом выражении, если мы при этом будем говорить о мигрантах, перебирающихся через море. Но что такое на самом деле «Море в огне»? Это мелодичная итальянская песня о временах войны, боевые действия которой велись прямо в море - её теперь можно поставить по радио для поддержания духа рыбаков.

  • Африканские беженцы, еле живые или мертвые добирающиеся до берегов острова Лампедуза.
  • Обычный итальянский мальчишка из семьи моряков. Пожалуй, самая его большая проблема - «ленивый глаз».

В документальном фильме Джанфранко Рози эти герои не пересекаются, но их параллельные жизни как минимум объединяет врач, оказывающий помощь как мальчику, так и мигрантам, а ещё то самое море - одно на всех, и такое разное - дающее пищу и становящееся могилой. «Море в огне» со своей удачной пронзительной режиссерской находкой вовсе не посвящено сравнению этих двух очевидно отличающихся жизней - процессу самому по себе бессмысленному, но именно сопоставление здесь становится механизмом усиления демонстрации, которая оживляет казалось бы столь заезженную тему миграционного кризиса, а точнее отношения к нему. Скорее этот фильм про нас, в частности, про европейское общество, состоящее не из абстрактности, а из людей, которые в одну секунду по радио с грустью слышат про гибель 250 человек, а через минуту слушают любимую песню и озабочены своими проблемами, про его отстраненность от происходящего - и в этом больше фактов и нейтрально схваченного реального контраста, чем риторики, критики - основная часть формирования этики остается за зрителем. Да, за простым, молчаливым, беспристрастным сочетанием конечно же стоят тонкие художественные манипуляции и провокации, однако обвинять в этом фильм - всё равно что обвинять за это же не менее поэтичное, но куда более яростное кино Жана-Люка Годара. А ведь ассоциации с Годаром здесь действительно возникают - без сомнений признак силы для столь спокойной картины. Впрочем, главнее всего для успеха фильма всё же становится именно равномерная качественная выразительность съемки всего документального материала - кадры, которые говорят и в своей индивидуальности. Кино в итоге немного очищает от лицемерия, улучшает зрение.

Оценка: 8/10