Уже много лет я мечатю о том, чтобы люди праздновали Новый год не сидя перед телевизором, любуясь зомби-звездами из 90-х, а проводили это время в кругу семьи, приглашая за праздничный стол великих композиторов, ведь у них много прекрасных, добрых и человеческих произведений, посвященных Рождеству и Новому году.
В этой статье будет небольшой список сочинений, который хорошо подойдет для прослушивания в праздничные дни. Классическая музыка – как хорошая книга, она взывает к лучшему, что есть в человеке.
Искусство фуги
И. С. Бах
«Искусство фуги» – последний художественный рубеж И. С. Баха, его Magnum opus, сложнейший по содержанию и техническому воплощению. Произведение представляет собой размышление уже зрелого, умудренного жизнью человека, поэтому общий музыкальный характер несколько холоден и сдержан. Рассудочность здесь преобладает над эмоциональностью. В музыке выражен дух эпохи, которую часто называют эпохой рационализма. Сильные страсти, яркие аффекты передаются в творчестве художников эпохи барокко путем сознательной логической работы по выбору и созданию соответствующих средств, например – фуги, которой, как говорят, мыслил великий Бах. Публикуем шедевр в джазовой интерпретации (музыка Баха вообще потрясающе ложится на джаз) и в аутентичном исполнении струнного квартета «Emerson».
Оперы «Снегурочка» и «Ночь перед Рождеством»
Н. А. Римский-Корсаков
Благодаря Римскому-Корсакову мы имеем музыкальное воплощение многих русских сказок и повестей. Сегодня хотим вас познакомить с операми – «Снегурочка» и «Ночь перед Рождеством». «Снегурочка» – просто энциклопедия русского фольклора, композиторское признание в любви природе. Основной мотив конфликта – противостояние тепла и холода. Для Снегурочки любовь к теплу, солнцу и людям стала роковой. Вот такой необычный вариант вечного сюжета «Ромео и Джульетты». В опере потрясающие вокальные партии, заслуживающие отдельного внимания. «Ночь перед Рождеством» – удивительное сочетание русских и украинских мотивов. Идейно – это продолжение других сочинений автора, таких, как та же «Снегурочка» или «Майские ночи» и «Млада».
Симфония № 1 «Зимняя»
П. И. Чайковский
С Первой симфонией Чайковский ступил на путь «взрослого» композитора, который в итоге сделает его гигантом мировой классической музыки. В этом произведении уже можно услышать главные гармонические сочетания, сопровождающие музыку Чайковского в других произведениях. Мелодия раскрывает как настроение зимней погоды, суровой и тревожной, так и композиторские переживания, ведь данное произведение очень нелегко далось Петру Ильичу.
Произведение Генриха Бибера
В давние времена, фамилия Бибер ассоциировалась с виртуозом и первоклассным композитором – Генрихом Бибером. Большинство его сочинений носит религиозный характер, поэтому самые известные произведения – это «Реквием» и «Зальцбургская месса». Его «Реквием», пожалуй, лучший в эпохе барокко, а «месса» – самое масштабное религиозное произведение тех лет. Бибер также являлся виртуозным скрипачом, да и не был лишен чувства юмора, например, в своей скрипичной сонате «Representativa» он мастерски имитировал звуки животных – кошки, лягушки, кукушки. А в сюите для струнных «Баталия» между струнами и грифом виолончели он подкладывал лист бумаги, что придавало инструменту особое звучание. Вы только подумайте, подкладывать что-то в инструменты и искать новый звук начали авангардисты и модернисты только в XX веке, а Бибер уже это делал аж XVII веке.
Концерт № 5, ре-минор
Ч. Эйвисон (Ависон)
Настоящая жемчужина музыкальной культуры – Пятый концерт Чарльза Эйвисона, представителя английского барокко. Прекрасное произведение, которое почему-то мало кому известно. По стилю можно подумать, что пишет итальянец, оно и верно – ведь цикл его концертов, состоящий из 12 шт., написан по сонатам Доменико Скарлатти, но в самой мелодии все-таки чувствуется немножко зябкий и дождливый дух старой Англии. Жители Санкт-Петербурга особенно это прочувствуют. Прикрепляем две интерпретации, которые в очередной раз доказывают, как важно в классической музыке исполнение, и как от оркестра к оркестру отличается звук произведения. В общем-то различие в исполнении символизирует как противоречивую эпоху барокко, так и противоречивую погоду Италии и Англии. В одном случае – это динамичное, яркое торжество солнца, во втором – меланхоличное пасмурное небо.
* * *
Если вам понравился материал, то поддержите его лайком и подпиской, а мы тем временем расскажем о других интересных произведениях великой классики.
Послушать и скачать в хорошем качестве представленные в статье композиции можно в нашем телеграм-канале –https://t.me/classmus