Мраморная вуаль в скульптуре

948 прочитали

Мраморная вуаль.
Мраморная вуаль.

Прозрачная мраморная вуаль обволакивает скульптуры мастеров, творивших в разные исторические периоды. И если некоторые наши современники успешному результату обязаны инновационным материалам и оборудованию, то чем объяснить необыкновенно тонкую мраморную вуаль на статуях, созданных в далеком XVII веке?

Антонио Коррадини. «Бюст дамы под вуалью»
Антонио Коррадини. «Бюст дамы под вуалью»

Техника тромплей (создание эффекта оптической иллюзии) была известна еще во времена Древней Греции. Легенда гласит, что Зевксис научился делать картины-обманки: птицы садились на виноград, нарисованный на стенах и на полотне, принимая его за настоящие гроздья. А вот воспоминаний о скульптурных обманках античности не сохранилось, поэтому первым человеком, добившимся эффекта мраморной вуали, называют Антонио Коррадини (Antonio Corradini).

Антонио Коррадини. «Дама под вуалью»
Антонио Коррадини. «Дама под вуалью»

Неаполитанский мастер родился в 1668 году и большую часть своей жизни посвятил созданию скульптур на заказ. Его работы можно увидеть на площадях, в парках, храмах и музеях. Самым известным произведением стал надгробный памятник женщине, скончавшейся сразу после рождения сына. Так князь Раймондо решил отдать дань уважения собственной матери. Название скульптуры — «Целомудрие». Женщина стоит на постаменте и смотрит в сторону, а ее голову и тело обволакивает струящаяся полупрозрачная ткань, сквозь которую отчетливо проступают черты лица, линии груди, рук и стройных ног.

Техника тромплей. Антонио Коррадини. «Целомудрие»
Техника тромплей. Антонио Коррадини. «Целомудрие»

Как удалось художнику передать воздушную невесомость вуали, повторить мельчайшие изгибы, воссоздать тончайшие складки ткани, и при этом полностью сохранить и показать во всей красе внешность человека, характерные особенности лица и строение тела? Ученые, посвятившие разгадке тайны мраморной вуали долгие годы жизни, предполагают, что основную часть работы мастер производил на этапе создании гипсовой, восковой или глиняной формы для литья.

Эффект вуали. Джузеппе Санмартино. «Христос под плащаницей»
Эффект вуали. Джузеппе Санмартино. «Христос под плащаницей»

Частично эта версия оправдывается тем, что по глиняному макету скульптуры, которую начал и не закончил Коррадини, другой мастер, неаполитанец Джузеппе Санмартино (Giuseppe Sanmartino) создал настоящее произведение искусства. Антонио как раз получил заказ от князя Сан-Северо и даже успел сделать прототип, но скончался.

Техника тромплей. Христос под плащаницей
Техника тромплей. Христос под плащаницей

Санмартино продолжил работу над скульптурой, причем он внес лишь незначительные изменения в первоначальный замысел Коррадини, оставив неизменным основную суть памятника. «Христос под плащаницей» прославил имя Джузеппе, но остался едва ли не единственной известной работой скульптора. Ничего лучшего он создать больше не смог.

Эффект вуали. Рафаэль Монти. «Весталка»
Эффект вуали. Рафаэль Монти. «Весталка»

Еще одним непревзойденным мастером мраморной вуали называют Рафаэля Монти (Raffaelle Monti). Итальянец по происхождению, Рафаэль жил и творил в Англии. Именно он описал технологию тромплей для скульптур. Как оказалось, для работы мастер выбирал редкий мрамор с двухслойной структурой. Из верхнего тончайшего слоя получалась вуаль, а из более плотного нижнего — тело человека и предметы.

Весталки Рафаэля Монти
Весталки Рафаэля Монти

Многие современные скульпторы пытаются повторить технологический процесс, озвученный Рафаэлем, используя современные инструменты, однако разве можно поставить их творения в один ряд с шедеврами итальянских мастеров?

Джованни Мария Бенцони.«Ребекка под вуалью»
Джованни Мария Бенцони.«Ребекка под вуалью»

Стать счастливым обладателем скульптуры из мрамора может каждый участник торгов, организованных любым аукционным домом. А вот у посетителей сайта Very Important Lot есть возможность приобрести антиквариат или работу современного мастера прямо в онлайн-каталоге сервиса.

Техника тромплей. Джованни Старца. «Дева Мария»
Техника тромплей. Джованни Старца. «Дева Мария»
Спасибо за внимание!
Ставьте нравится, если нравится!
Подписывайтесь на канал!