7 подписчиков

Чудо техники. «Шарообразный танк».

141 прочитал

"Межвоенный период – это время экспериментов и поисков. Идея сферической боевой машины захватила умы конструкторов многих стран. Она буквально носилась в воздухе. Ведь при всей экзотичности идеи была очевидна высокая проходимость агрегата (весь корпус – одно большое колесо, а его большой объем обеспечивает плавучесть и преодоление водных преград) и повышенная пулестойкость сферического бронекорпуса, форма которого заметно повышает вероятность рикошета."

Итак, путник, ты забрёл в долину Пластмассового Мира и сейчас я расскажу тебе о железяках зверских да о двигателях невообразимых. Что ж, слушай…

Наш соотечественник С.Г. Зайцев еще в 1925 году запатентовал «шарообразный танк», который состоял из двух вложенных одна в другую сферических оболочек. Внутренняя, не вращающаяся оболочка служила основным корпусом машины, в ее нижней части размещались все механизмы и экипаж. Внешняя бронеоболочка вращалась, перекатывая танк по местности. Движение машины происходило с помощью двигателя внутреннего сгорания за счет вращения внешней оболочки относительно неподвижной внутренней. Управление машиной по направлению осуществлялось за счет перемещения влево-вправо специального груза, который вызывал изменение центра тяжести внутренней оболочки.

 "Межвоенный период – это время экспериментов и поисков. Идея  сферической боевой машины захватила умы конструкторов многих стран. Она  буквально носилась в воздухе.

Как же танкист будет видеть сквозь две сплошные оболочки? Эту проблему изобретатель решил изящно: экипаж вел наблюдение через два перископа, проходящие через полые оси по бокам танка (по оси вращения оболочек). Автор особо отмечал как преимущество своей машины то обстоятельство, что вращение наружной оболочки повышает ее пулестойкость, так как увеличивается вероятность рикошета. Правда, автор совершенно забыл упомянуть, где же размещается самое главное – вооружение его чудо-машины? В самом деле, не по принципу же «сама едет, сама давит»…"
"«Подвижный щит для защиты от ружейных и других пуль» В. Майера, СССР, 1927 г. Два пустотелых цилиндра в рост человека, в центре – боец с пулеметом. Единственный член экипажа сам передвигал агрегат по полю боя, переступая ногами по скобам на внутренней поверхности колес. Фактически это перекатной бронещит или мобильная бронеточка. Для настоящего шаротанка не хватает только двигателя

 "Межвоенный период – это время экспериментов и поисков. Идея  сферической боевой машины захватила умы конструкторов многих стран. Она  буквально носилась в воздухе.-2

В 1927 году другой наш изобретатель, В. Майер, предложил «подвижный щит для защиты от ружейных и других пуль» – два пустотелых цилиндра в рост человека справа и слева от бойца с пулеметом. Сзади агрегат придерживали два роликовых катка, а двигал его сам красноармеец, переступая ногами по скобам, образующим боковую поверхность колес, – этакая белка в колесе, которая при этом еще должна была стрелять из пулемета… Впрочем, автор толком не пояснил, как именно ехал «щит». Это, конечно, не совсем танк, но поставьте на подобную конструкцию двигатель – и шар-танк готов. "
"Сборно-разборный пятиместный «контртанк» Ф. Бородавкова, СССР, 1930-е гг. «Бронебочку» катили на врага сидящие внутри бойцы, цепляясь руками за скобы. Тормозами служили выдвижные ножевые упоры. Отсутствие вооружения делает непонятным назначение устройства – по-видимому, его можно рассматривать в качестве бронетранспортера для сближения с передовыми окопами противника. Благополучно достигнув передовой, экипаж спешивается и атакует траншею неприятеля

 "Межвоенный период – это время экспериментов и поисков. Идея  сферической боевой машины захватила умы конструкторов многих стран. Она  буквально носилась в воздухе.-3

Не совсем понятно, как действовал и сборно-разборный пятиместный «контртанк» Ф. Бородавкова, который катили на врага сидящие внутри бойцы, цепляясь руками за скобы. Тормозами служили выдвижные ножевые упоры. Главным достоинством своей «бронебочки» автор считал дешевизну и уверял, что в бою она не уступит полноценному танку! Хотя орудий почему-то не нарисовал. "
"Шаротанк И. Лысова,СССР, 1928 г.Танк в виде огромного шара с пушками и пулеметами в боковых спонсонах по оси вращения. Двигатель помещался в центре на карданном подвесе, а поворот осуществлялся «изменением центра тяжести». Конструкция в принципе осуществима, но, как все моноциклы, громоздка и неповоротлива

 "Межвоенный период – это время экспериментов и поисков. Идея  сферической боевой машины захватила умы конструкторов многих стран. Она  буквально носилась в воздухе.-4

И. Лысов в 1928 году подал заявку на танк в виде огромного шара с пушками (почему-то не показанными на чертежах) и пулеметами в боковых спонсонах по оси вращения. Двигатель, как самая тяжелая часть конструкции, помещался в центре на карданном подвесе, а поворот осуществлялся «изменением центра тяжести». "
"«Сходукет» В. Лукина, или «Скороходовая двухколесная танга», СССР, 1928 г.Самая впечатляющая и поражающая воображение идея – бронемонстр диаметром 12 м с десятком пулеметов. Эскиз студента-недоучки (отчислен из Ленинградского технологического института за академическую неуспеваемость, поскольку все свободное
время посвящал разработке сходукета) заставляет вспомнить не менее громоздкий «царь-танк» (или «боевую колесницу») Н.Н. Лебеденко 1917 года с колесами диаметром 9 м.


Но самая впечатляющая и поражающая воображение идея – «Сходукет» студента-недоучки В. Лукина, «Скороходовая двухколесная танга» (одно название чего стоит!), предложенная в 1928 году. Монстр диаметром 12 м должен был быть вооружен десятком пулеметов. Но дальше общей идеи дело не пошло…

 "Межвоенный период – это время экспериментов и поисков. Идея  сферической боевой машины захватила умы конструкторов многих стран. Она  буквально носилась в воздухе.-5

Буржуины тоже не дремали. Существует германский патент на шаровой танк аж 1905 года. А в конце 1930-х немецкие и японские фирмы начали активно разрабатывать танки в виде шара. В тот же период, а точнее – в 1936 году, один изобретатель из Техаса (США) предложил проект оригинального танка, двигавшегося по принципу катящегося шара. Танк представляет собой сферическую стальную кабину, заключенную во вращающуюся внешнюю оболочку. Эта внешняя оболочка состояла из двух полушарий, имевших на поверхности ребра. Двигатель, находившийся в кабине, вращал наружную оболочку, двигая танк по земле. Повороты танка осуществлялись при помощи изменения скорости одного из полушарий (левого или правого).

Пулеметы были установлены в двух сферических башнях по бокам. Между двумя двигающимися полушариями имелась стационарная неподвижная полоса, в которой располагались окошки для пулеметов. Тяжелый двигатель, установленный в центре полукабины, давал танку устойчивость и предохранял его от сваливания на бок. Кабина при необходимости могла быть хорошо защищена от отравляющих веществ.

 "Межвоенный период – это время экспериментов и поисков. Идея  сферической боевой машины захватила умы конструкторов многих стран. Она  буквально носилась в воздухе.-6

Изобретатель утверждал, что благодаря сферической форме такой танк представляет собой очень малую и неудобную мишень для бомб и гранат противника; ему не страшен пулеметный и артиллерийский огонь, так как пули и легкие снаряды скользят по шаровидной поверхности, теряя свое направление. В заключение изобретатель отметил значительную проходимость танка в самых тяжелых условиях.

Инженерная мысль не дремала даже в разгар войны, в блокадном Ленинграде: изобретатель Н.Н. Чегодаев предложил свой проект «шарового танка», который рассматривался Комиссией по реализации оборонных изобретений Военного отдела Ленинградского городского комитета ВКП(б)."

 "Межвоенный период – это время экспериментов и поисков. Идея  сферической боевой машины захватила умы конструкторов многих стран. Она  буквально носилась в воздухе.-7

Спасибо, что выслушал меня, путник, заходи ещё в наши земли, как наскучит. Нашим механикам есть о чем поведать тебе. Сообщи нам, какие чудеса из железа довелось встречать тебе на своём пути.