Фильм «Его звали Роберт» - комедия со смыслом. К 1967 году, когда сняли картину, отечественной кибернетике было уже 20 лет. Ясно, какими вопросами задавались тогда ученые. Люди думали об освоении космоса, о возможной встрече и с инопланетной цивилизацией.
Для этой цели в фильме молодой амбициозный ученый создал антропоморфного робота, назвал его Робертом и отправил в мир людей на испытание.
Встреча бота с действительностью комична. Бюрократические формальности обнаруживают несуразность, людские слабости не совпадают с математически точной логикой человекоподобной машины:
- По одной, «заправимся»?
- Пить?
- Да.
- У меня другая система.
- К вашей системе, небось, коньячок идет? А мы люди простые, пьем «беленькую» для здоровья…
Все, что требует силы, ловкости и точности, Роберт выполняет гораздо лучше человека. Он может за долю секунды выиграть шахматную партию, запустить мяч в небеса, зайти в вольер к тигру и сигануть с высокого моста без малейшего ущерба для себя. Но контакты с людьми не получаются. Потому что, как поется в титровой песенке, в человеческих взаимоотношениях всегда «дважды два выходит пять».
Роберт знает свое положение в социальной иерархии. Куклы находят в его кибернетической «душе» отклик. Андроид понимает, что они такие же, как он, только примитивней. Общение с людьми не проходит даром, и андроид уже мечтает «купаться в дождь». Однако такие удовольствия ему не доступны. Робот хочет, страшно сказать, делать ошибки. Но и этого ему не удастся, потому что он создан для противоположной задачи.
Изобретатель объявляет эксперимент проваленным: в космос лететь должен не робот, а человек.
В финале картины звучит вполне зрелая мысль: безнравственный человек не имеет права командовать машиной.
А зачем ему кнопка?
Телефильм «Приключения Электроника» ошеломил советских зрителей. Не столько фантастическим сюжетом, сколько правдоподобными персонажами, слишком не типичными для кинематографа 80-х.
По мнению электронного мальчика, быть человеком – значит, поступать по-своему, а не как велит создатель. Но идея развивается и становится глубже. Человеком не рождаются, а становятся.
Робот Электроник обретает черты личности. Более того, он помогает людям быть людьми с большой буквы. Чтобы превратиться в настоящего Человека, надо наполнить жизнь смыслом, много трудиться, учиться ответственности - вот идея фильма.
В картине есть еще парочка сюжетных линий, которые бросают вызов сегодняшнему дню.
1. Когда андроид полностью заменяет Сыроежкина дома и в школе, мальчишке становится не по себе. Оказывается, его никто и не хватился, все прекрасно обходятся без него.
Нам до массового внедрения компьютерных алгоритмов в повседневную жизнь осталось, может, каких-нибудь 20-30 лет. Будет ли нужен человек из плоти и крови миру будущего?
2. Искусственный интеллект может плодить себе подобных без участия людей. Электроник сам создает из игрушечной собаки высокотехнологичного пса-робота Рэсси. Зачем, в таком случае, андроиду может понадобиться человек?
Ариса в стране без чудес
На фоне двух качественных фильмов сериал «Лучше, чем люди» совсем никуда не годится. Кино про гиноида, пытающегося жить по-человечески. Чем искусственная девушка Ариса лучше? Тем, что с не девичьей жестокостью крушит и убивает все, что воспринимает синтетическими мозгами как помеху?
Фильм скучно смотреть уже на десятой минуте. После первой серии смотреть незачем. Местами кино сделано под копирку скандинавского сериала «Реальные люди» пополам с англо-американской лентой «Люди». Но по большей части, это типичная российская псевдодрама с семейными дрязгами, нечистым бизнесом и кучей житейских проблем, в которые добавляет порцию заморочек еще и синтетик-бот.
Футуристическое кино - это превосходный шанс побаловать зрителя технологичными чудесами и не шаблонными поворотами. Увы, авторы сериала не воспользовались этой возможностью.
Итак:
1967 год. Машина не может заменить человека, потому что лишена творческого потенциала.
1980 год. Роботы могут улучшить людское сообщество, соревнуясь с ним за право носить гордое имя Человека. Кибернетические копии живут в гармонии с живыми прототипами.
2019 год. Нам дерзко заявляют, что андроиды лучше людей, поскольку не предают и не идут на компромиссы. Человечество безнадежно.