Сейчас очень модно монетизировать свои увлечения. В сети масса вдохновляющих примеров. По моим непрофессиональным оценкам - 90% историй вымышленных или сильно приукрашенных.
Я не говорю о монетизации дилетантства и шарлатанства. А именно - тренерство, блогерство, коучинг, менторинг и прочее такое. Для меня это вообще зазеркалье - сфера манипуляций на грани мошенничества. Но здесь пока рынок безграничен. У нас масса людей, которые не понимают, что если вы не готовы напрячься хотя бы ради того, чтобы самостоятельно получать, анализировать и применять информацию из множества разных и часто противоречивых источников и прилагать к этой информации собственный живой опыт и мозг, то лучше у вас ничего не будет. Потому что это умение мотивировать и заставлять себя и свой мозг напрягаться и перенапрягаться - это самый важный опыт для саморазвития и перехода на новый качественный уровень. Мне так кажется.
Я так же не говорю о бизнесе в профессиональных сферах - IT, маркетинг, юриспруденция, финансы, образование, производство, торговля и т.д.
Я говорю об увлечениях, которые создают продукт или услугу небольшими партиями, имеют элементы творчества, предполагают умение и желание что-то регулярно мастерить руками. То, что раньше называлось ремеслами.
Когда человек увлечен по настоящему, ему кажется, что все вокруг должны испытывать такую же эйфорию по отношению к объекту увлечения. Например, человек любит и ценит хороший чай и все, что с ним связано - чайные церемонии, аксессуары, архивные источники о разных сортах и чайных легендах. Он знает все о сортах, купажах, сам мастерит глиняную посуду для разных чайных церемоний и т.д. И хочет поделиться всем этим с людьми. И начинает задумывать бизнес. И тут сталкивается с реальным рынком. Качественный дорогой чай, чайные церемонии, аутентичные аксессуары, антураж - на рынке это скорее эксклюзивная люксовая услуга, чем продажи. А это значит, что целевая группа потребителя очень узкая, а значит инвестиции и маркетинговый бюджет должны быть "люксовыми", а риски высокими.
Или человек увлекается вышивкой (о это кажется про меня), то он просто не понимает, как такую красоту можно не захотеть купить здесь и сейчас за любые деньги. В этом случае шансов пожалуй больше, чем с чаем. Но только в том случае, если мастер готов изучать рынок, приобретать совершенно новые зачастую неинтересные или сложные для него навыки и адаптироваться под запросы потребителей в ущерб собственным установкам о том, как должно быть, чтобы красиво и вкусно. Если вы хотите продавать свой продукт на реальном рынке, зачастую вам потребуется модифицировать его до такой степени, что он потеряет ту самую "вкусность", которая делала его уникальным. И это логично. Здесь просто надо решить, хотите вы продавать эксклюзивные качественные, штучные и дорогие продукты , или вы готовы адаптироваться под массового потребителя.
Прежде всего адаптировать придется цену товара, то есть снижать до самой нижней планки себестоимость продукта. А это значит снижать трудоемкость, автоматизировать ручную работу, снижать качество материалов и фурнитуры, упрощать дизайн, отказаться от смысловой нагрузки продукта, а главное понять, что продажи это целая подвижная область новых знаний и навыков, которые сожрут ваше время, которое вы раньше тратили на свое хобби и просто получали удовольствие. Продажи это вечная гонка, в том числе за постоянно развивающимися знаниями и навыками.
Еще очень интересный момент, который я отметила для себя из своего пока еще маленького опыта в монетизации хобби, это наличие художественного вкуса и стиля мастера, то есть настоящего таланта в своем творчестве. Вот если он реально присутствует, то шансов на успешный бизнес намного больше. Так как будет больше шансов, что адаптированный к рынку удешевленный продукт не утратит своей уникальности (того самого стиля художника). А если, это чувство стиля ограничено (как в моем случае), то будет сложнее. Понятно, что технически можно научиться всему - рисунку, прикладным техникам, работе с любыми материалами и программами. Но вот художественный вкус и талант - он с рождения либо есть, либо нет, этому научиться нельзя. Самородок - одним словом.
Еще есть такое странное представление, что бизнес это вот один раз придумал ассортимент, наладил каналы продаж и расслабился, загребая миллионы лопатами и платя налоги. Это совсем не так. Вам надо будет постоянно работать с ассортиментом, каналами продаж, рекламой и плюс масса технических моментов, которые решаются чисто ногами. Волка ноги кормят - вот это про бизнес. А потихонечку ковыряться в своей мастерской, где все спокойно, уютно и приятно - это потянет на доход, сравнимый с зарплатой по найму.
И здесь нужно решить, что именно вы хотите. Вы хотите продолжать получать удовольствие и небольшие деньги от своего увлечения, или вы хотите стать волком, постоянно рыщущим в поисках новой большой добычи. Бизнес - это про деньги, самозанятость - это про творчество.
Если честно, по мере приобретения моего очень ограниченного и пока неуспешного опыта, мне становится более ясно, что бизнес это совершенно определенный набор знаний, навыков и четких финансовых целей, созданных для продажи определенной идеи. И этих идей должно быть много и разных в запасе - что-то выстрелит, что-то пукнет в воздух, а что-то полыхнет по настоящему. Если идея успешна, а предприниматель терпелив и готов напрягаться и рисковать, то шансы на определенный уровень успешности возрастают. Если идея - не актуальна или нерентабельна, то будет не очень.
Но самое главное, что я для себя поняла. Нет идеального рецепта идеального бизнес. Любой бизнес это постоянное движение и риски. Иногда огромные риски. И всегда свой путь - долгий или короткий, сложный или простой, но всегда свой собственный. И я, как человек, который всегда работал по найму, очень уважаю людей, которые построили любой успешный бизнес, так как понимаю, что это значительно сложнее и морально и физически, чем работа по найму.
И я не уважаю бизнес (даже супер прибыльный), построенный на обычном мошенничестве и манипуляциях человеческими слабостями.
Мои работы, показанные на фотографиях, можно купить здесь.