Найти в Дзене
машина

ВАЗ-29084: "восьмерка" с полным приводом для WRC

До начала восьмидесятых годов в СССР не было спортивных автомобилей, которые могли бы биться за победу в абсолютном зачете на этапах Чемпионата мира по ралли. На модифицированных версиях серийных «легковушек» можно было рассчитывать на призовые места только в рамках своего класса, что чаще всего соответствовало местам из второго эшелона в генеральной классификации. Толчком же к появлению первых раллийных прототипов в нашей стране послужило решение Федерации автомобильного спорта СССР, принятое в 1983 году. Согласно ему, со следующего сезона во внутрисоюзном раллийном чемпионате вводилась новая категория А5, соответствующая 9 классу группы Б по международной классификации.

Николай Марков

В категории А5 разрешались кардинальные переделки конструкции базового транспортного средства при условии применения двигателя объемом не более 2 литров. Основная идея этого нововведения заключалась в том, чтобы в рамках Чемпионата СССР выявить наиболее перспективную конструкцию автомобиля такого типа с целью последующего запуска в мелкосерийное производство для нужд сборной страны и выезда на этапы европейского и мирового первенства по ралли. Чуть позже аналогичная категория А5 была введена и в национальных соревнованиях по автокроссу.

Работы по созданию первых советских спортпрототипов для ралли уже в 1983 году начали, к примеру, в техцентре по подготовке спортивных автомобилей при Вильнюсском авторемонтном заводе, в лаборатории спортивных автомобилей АЗЛК и в лаборатории спортивно-гоночных автомобилей ВАЗа. Однако все перечисленные предприятия опять сделали ставку на автомобили классической компоновки: с передним расположением двигателя и задними ведущими колесами. Прототипы качественно иной концепции попробовали разработать в КБ форсированных испытаний автомобилей при УГК Волжского автозавода. К лету 1984 года под руководством ведущего конструктора В.И. Губы там построили образец автомобиля ВАЗ-29084 центральномоторной компоновки с приводом на все колеса.

Полноприводный ВАЗ-29084
Полноприводный ВАЗ-29084

По задумке авторов, это должна была быть машина с двигателем мощностью более 300 л.с. и легким кузовом, собранным на пространственной раме и имеющим внешний облик «восьмерки». Однако в связи с ограниченностью во времени (менее года до старта сезона) и неимением агрегатов подобного уровня форсировки проект пришлось делать более «приземленным». В частности, за основу был взят обычный кузов ВАЗ-2108, в который интегрировали каркас безопасности и два оригинальных подрамника для монтажа силового агрегата, трансмиссии и подвесок типа McPherson. Двигатель, изготовленный на базе блока ВАЗ-2106, установили продольно над задней осью, маховиком вперед. С двумя горизонтальными карбюраторами Weber он развивал около 150 сил. Трансмиссию скомпоновали на основе переделанной коробки передач ВАЗ-2101 и раздатки от «Нивы». Для облегчения кузова передние и задние крылья, накладные пороги и задний спойлер изготовили из стеклопластика, а боковое остекление – из плексигласа. В том же 1984 году в УГК была сделана еще одна центральномоторная «восьмерка» – модификация ВАЗ-29081 с приводом только на задние колеса и иной компоновкой. Тот же «классический» двигатель стоял у нее маховиком назад, а коробка передач была позаимствована у кольцевой «Эстонии-21».

-3

Первый старт полноприводный прототип – пока еще со стандартной передней маской от ВАЗ-2108 – принял в Прибалтике на ралли «Гулбене-84» (экипаж Лукьянов – Голубев). Ко второму этапу Чемпионата СССР – ралли «Косов-84» – автомобиль получил оригинальную переднюю маску с четырьмя круглыми фарами и сдвижные форточки в дверях. На следующий год ВАЗ-29084 принял участие в ралли «Жигули-85» и в качестве нулевого экипажа проехал ралли «Союз-85», имевшее статус Кубка дружбы социалистических стран (экипаж Н. Елизаров – С. Гогунов).

ВАЗ-29084 с новой оригинальной передней маской
ВАЗ-29084 с новой оригинальной передней маской

ВАЗ-29084 получился для недостаточно мощным для своей большой массы (950 кг) и обладал весьма специфической управляемостью, поэтому следующие образцы центральномоторных «восьмерок» (еще 2 экземпляра в 1986 году) строились уже только с задними ведущими колесами и имели серьезно модифицированные и облегченные кузова. Однако после сезона’86 группа Б в мировом чемпионате по ралли была отменена из-за череды тяжелых аварий, в которые попадали экипажи этих сверхмощных автомобилей, едва ли не сравнявшихся по динамике с болидами «Формулы-1».

-5

Это обстоятельство послужило поводом для прекращения на АвтоВАЗе работ над проектами центральномоторных «восьмерок» для ралли, хотя в рамках внутрисоюзного первенства зачетная группа А5 сохранялась еще несколько лет. Единственный образец ВАЗ-29084 со временем был утилизирован.

-6
О других полноприводных модификациях "восьмерок" и "Москвичей", а также об оригинальных прототипах НАМИ-0290, НАМИ-0299 и НАМИ-0300 можно прочитать в первом томе книги "Советские полноприводные".
-7

Ну, а из числа ранее опубликованного на канале "МАШИНА" рекомендуем посмотреть пост "ВАЗ-21106 4х4: бывает и такое", который также имеет самое прямое отношение к теме легковых автомобилей ВАЗ с полным приводом. Героем той публикации является вот эта машина:

-8