«Нагрянет на нас война и прикажет нам помирать; охотно, с восторгом готовы мы это сделать, и мы тут бесподобны; но лично из нас, из нашего я, никаких благообразных общественных явлений пока не исходит: лично нам «ничего не нужно»… (Г.И.Успенский «Волей‑неволей»)
В очерках «Волей-неволей (Отрывки из записок Тяпушкина)» (1894 г.) русский писатель-народник Глеб Иванович Успенский делится своими многообразными наблюдениями над явлениями бытовой и общественной жизни. Он приходит к выводу, что столь резкие контрасты между тем, что должно быть и что на самом деле представляет собою русская действительность, обусловлены существующим социальным строем, тем, «что «обязательное» для нас» превратилось в самодержавно‑бюрократической России «в запретное и недопускаемое».
Целый ряд явлений жизни, поистине достойных носить название «наглядных несообразностей», подтверждают идею писателя, что известному поколению русского общества обязательно надо «пропасть» во имя чужого дела, чужой работы, пропасть «волей‑неволей». Уродливые формы воспитания создают, как показывает Успенский, людей без сильной воли, не подготовленных к практической борьбе за переустройство жизни, вот почему их служение народу часто превращается в бесплодный альтруизм, в самопожертвование.
***
«Русский сознательный человек в своём духовном развитии волей‑неволей должен брать из опыта общечеловеческого непременно последнее слово… И все последние слова говорили ему, что он как личность, как «сам по себе», как существо своей воли не может существовать. И мы приняли эти последние слова в самом подлинном виде, в неприкрашенном, в жестоком даже; в нас поэтому всего сильнее воспиталось отсутствие сознания личного права, личного разнообразия желаний, энергии, личного своевольства.» (Г.И.Успенский «Волей‑неволей»)
***
«Я никогда не слыхал, чтобы откуда‑нибудь раздался простой человеческий голос: «мне нужно», «мне неудобно» и т. д. Напротив, постоянно только слышишь: «возьмите нас», «прикажите нам»! Вообще же в массе, в необразованной русской толпе слово «право» иногда означает просто чёрт знает что.» (Г.И.Успенский «Волей‑неволей»)
***
«Мне не нужно, – вопию я, – таких широких прав, такой смелости жить на белом свете! я так, как‑нибудь сам‑то, а вот для общего дела….» (Г.И.Успенский «Волей‑неволей»)