Закон о предустановке российского софта пойдет на пользу отечественным пользователям и разработчикам?

Президент России Владимир Путин подписал закон о запрете с 1 июля 2020 года продажи гаджетов без российского программного обеспечения, соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Авторы закона считают, что он обеспечит защиту интересов российского бизнеса. По их мнению, это позволит уменьшить количество злоупотреблений со стороны крупных иностранных компаний, работающих в сфере информационных технологий.

Вокруг этой темы разгорелась жаркая дискуссия как в СМИ, так и на многочисленных форумах. Одни утверждают, что закон напрямую противоречит идеи здоровой конкуренции и лишает права выбора пользователя, другие убеждены, что в нем нет ничего страшного и, напротив, он пойдет на пользу российской экономике. Так все же кому и зачем он нужен? С этим вопросом редакция Куратор24 обратилась к экспертному сообществу:

Дмитрий Сорокин, руководитель отдела развития продаж отечественного ПО группы компаний Softline отмечает, что пока не будет определен перечень оборудования и рекомендуемых программ, на который будет распространяться новый закон, говорить о последствиях для ИТ-рынка преждевременно.

«Новые требования пойдут на пользу и пользователям, которые получат большую осведомленность о наличии российского софта для своих устройств (сейчас во многих из них среди предустановленных приложений отечественные почти отсутствуют), и российским разработчикам. Речи об ограничении конкуренции сейчас не идет. Наличие предустановленного ПО не означает запрет на установку и использование других совместимых с устройством программ. Например, тот факт, что в качестве поисковой программы в вашем смартфоне установлен Google, не означает, что вы не можете воспользоваться услугами Яндекса. Но, если функционал вас устраивает, скорее всего, вам не захочется ничего менять».

Устин Чащихин, автор книг по росту экономики и демографии России убежден, что закон о предустановке российского софта - не ограничение свободы выбора, а наоборот - ее развитие посредством протекционизма:

«Ведь сейчас, например, на ПК, монополия ОС Windows. И Microsoft пользуется этим, вводя тотальную слежку за всем миром. Госбезопасность требует отказа от тотальной американской слежки через Google и Windows. Поэтому умные люди переходят на Linux. Также в Виндовс полно вирусов, она работает медленно и глючит - а в Линукс всего этого нет. Линукс гораздо конкурентоспособнее Виндовс. Но именно массовость мешает переключиться с дорогой глючной и неудобной системы на удобную и более конкурентоспособную. И этот закон - как раз попытка решить проблему массовости. Если на всех новых ПК и смартфонах изначально будет стоять российский софт, то пользователь получит возможность массового импортозамещения».

Валерия Голянова адвокат, партнер Бизнес Развитие подчеркивает, что закон не так страшен, как о нем говорят:

«Лоббисты Яндекса, всеобщая слежка, ПО для суверенного интернета, приложения прогосударственных СМИ» - это преждевременная манипуляция информацией. В законе нет указания какой перечень ПО и на какие устройства должен быть установлен - это будет определено позже постановлением Правительства. Возможно ли что закон принят для установки ПО коммерческой направленности - российские поисковики, приложения Яндекса или СМИ? Нет, такое гипотетическое законодательное требование будет нарушать антимонопольное законодательство. И даже если предположить, что Правительство включит его в обязательный реестр, такой перечень ПО будет оперативно оспорен в суде. Давно сложилась судебная практика по схожей тематике.
Другое распространенное мнение, что будет установлено ПО для массовой "прослушки" и прочтения сообщений пользователей. Возможно ли это? Во-первых, порядок оперативной деятельности четко определён законом. Контроль сообщений и прослушивание телефонных переговоров - это ограничение конституционных прав граждан и возможны такие мероприятия только с санкции суда. Неправомерно полученные записи переговоров и сообщений не смогут являться доказательствами в суде. Во-вторых, в основе оперативной работы - ее непубличность. В чем смысл, если объект знает, что его разговоры записывают? Да и без российского ПО с задачами по прослушиванию телефонных переговоров и контролю сообщений правоохранительные органы успешно справляются. А вот сбор big data - это уже совсем другое дело.
Предполагаю, что нас ждут приложения гос. услуг, информирования МЧС, кабинета налогоплательщика и иной софт. С одной стороны, подобное ПО будет иметь значимые функции - кто обвинит в нарушении конкуренции некоммерческий функционал по подаче заявлений в гос органы или оплате налогов? С другой который, как и все остальное ПО в наших телефонах, такое ПО может собирать информацию о нас. Данные о нас и так собирают все. Даже рекламные билборды оборудуют снифферами для сбора MAC адреса с телефонов. Почему Гугл, Яндекс или рекламные агенства должны знать о нас больше чем государство? Обезличенный сбор данных нарушением конституционных прав не является, но и не может быть использован против пользователей ПО в суде», —заключила специалист.

Автор: Кристина Яковлева