Найти тему
Милосердие.ru

Рождество: как создать атмосферу праздника

04.01.2019 / Татьяна КИРИЛЛИНА

В России Рождество празднуют в конце новогодних каникул, когда почти устал отдыхать. Что нужно сделать, чтобы не «перегореть» к Рождеству, как дома и в гостях сохранить смысл и атмосферу праздника?

Не запирайте вашу дверь…

Фото с сайта wallpapermania.eu
Фото с сайта wallpapermania.eu

— Мой сын Тихон как-то хорошо сказал: «Счастье — это не когда смотришь, а когда живешь», — говорит петербургский священник протоиерей Андрей Битюков, клирик собора апостола Андрея Первозванного на Васильевском острове. — Мы стараемся праздновать, погружаясь в реальность, проживая праздник. «Погружение» начинается в храме и продолжается дома. Мы покупаем непременно настоящую елку, причем большую, до потолка. Это целое событие: вместе с мальчиками идем за елкой, несем ее домой, вносим в квартиру, ставим, ощущаем ее аромат.

Моя супруга очень любит сказки, замечательно их рассказывает. У нас всегда звучит рождественская музыка — и в записи, и что-то мы сами поем — колядки, например.

Всей семьей, с детьми печем рождественские пряники — козули. Пряников должно быть много: матушка раздает их всем детям в храме после поздней Литургии.

Наш семейный праздник выплескивается за пределы квартиры. Мы живем на первом этаже, поэтому украшаем входную дверь большими рождественскими панно либо какими-нибудь фигурами. Этим занимаются наши дочери: в ход идут и ткани, и бумага, различные игрушки, мишура, бусы. Иногда вертеп показываем прямо на лестнице, для соседей.

Еще обязательно устраиваем рождественский салют, — мы живем недалеко от парка.

Вечером никогда в этот день не ходим в гости, всех к себе приглашаем. Наши гости — не обязательно верующие люди. И очень хорошо, что они видят православных и понимают, что мы совершенно не похожи на те образы, которые создают в «критических» статьях.

К вам пришли гости: киносеанс, викторины, размышления

Фото с сайта liveinternet.ru
Фото с сайта liveinternet.ru

Мы с мужем позвали на Рождество друзей, — рассказывает Александра, регент одного из московских храмов и мама приемных детей. — А потом поняли, что почти половина гостей — люди неверующие. И почти все — с детьми. Я задумалась: что поможет объединить довольно разных людей? И мне очень хотелось, чтобы сохранялась сама атмосфера Рождества, чтобы это не были просто «гости» с будними разговорами о политике, ценах и пр.

Выручил муж: сделал топ-подборку рождественских мультфильмов — и веселых, и лирических, и сохраняющих смысл, и когда пришли наши гости, мы «отделили» детей и устроили для них домашний кинотеатр, снабдив, конечно, угощением.

А потом устроили викторину: под елку положили маленькие подарки для каждого ребенка (заранее об этом с родителями договорились) и каждый должен был представить «музыкальный номер» — спеть, сыграть, разгадать загадку, сымпровизировать, да хоть сплясать. Благо, у нас в семье есть и фортепиано, и скрипки, даже барабаны!

Фото с сайта kolomna-spravka.ru
Фото с сайта kolomna-spravka.ru

Вышло шумно, немного хаотично, но очень весело! А потом старшие дети пошли на каток, — сытые и довольные, а малышня осталась с нами.

А со взрослыми придумали так: каждому, прямо по кругу, предлагалось вспомнить, что самого важного, ценного произошло за этот год. Для верующих это звучало — «за что я могу поблагодарить Бога»?

Но и для неверующих друзей такой вопрос не терял смысла, даже просто поиск ответа на него. Мне потом одна подруга сказала: «Сначала я растерялась. Да и не знала, что говорить — я потеряла в этом году маму, стал жить отдельно старший сын.

А потом подумала: ведь только когда мама ушла, я поняла, как я ее любила, и как она меня любила. А до этого все больше обижалась. А сын просто стал взрослый, и теперь может жить самостоятельно, — ну разве это не, в том числе, и мое достижение!»

Фото с сайта avly.ru
Фото с сайта avly.ru

Предрождественский ретрит

Чтобы за подготовительной домашней суетой не потерять главного, в некоторых храмах на предрождественской неделе устраивают ретриты — обсуждения Рождественских тем.

— В прошлом году никак не могла выйти из уныния, вообще не могла «настроиться на Рождество». Казалось — праздник отдельно, и я отдельно. И тут подруга предложила пойти в храм Космы и Дамиана в Шубине на Рождественский ретрит, — рассказывает Оксана. — И я, не новый человек в Церкви, столько … даже не то что узнала, а попала в этот поток событий Рождества, где столько всего, оказывается, может произойти с человеком здесь и сейчас!

Программа ретрита вывешивается на сайте храма заранее, поэтому все можно спланировать. В этом году тема — доверие: Доверие Бога и доверие Богу. Вначале батюшка говорит какое-то свое слово, а потом все расходятся на малые группы и там уже обсуждают: что для меня — доверие Богу? Почему доверять трудно? Вот родился Христос — и что в моей жизни изменилось?»

Высказываются все добровольно, не хочешь говорить — сиди и слушай, пей час с разными вкусностями (их может принести каждый). В храме — наряженная елка, стоит, мигает огоньками.

Я пойду обязательно. После таких встреч я встряхиваюсь, во мне столько всего созвучного, и самой хочется делиться, и кажется, — никакая я не сонная душа, а живая, и я тоже всем сердцем участвую в Рождестве!

Праздник начинается с ожидания праздника

Фото с сайта hramvtolmachah.ru
Фото с сайта hramvtolmachah.ru

За последние несколько десятилетий в Россию вернулась традиция вертепных спектаклей. Их играют и профессионалы, и любители, устраиваются целые фестивали. Но взрослые исполнители обычно преследуют цель реконструкции. А если делаешь спектакль с детьми, тут преобладает поучительный уклон.

Рассказывает Софья Бакалеева, многодетная мама:

— Как и многие люди нашего поколения, мы не получили церковного воспитания, изначально у нас не было опыта празднования Рождества. Приходилось «заныривать» в прошлое и пытаться понять, как все «работало».

Читая тексты Василия Никифорова-Волгина, Ивана Шмелева, мы впитывали особую рождественскую атмосферу. Нам очень повезло, мы общались и общаемся с артистами ансамбля Дмитрия Покровского супругами Тепловыми. Там я впервые попала на настоящий рождественский праздник и была потрясена вертепным действом, христославиями и колядками. Я была даже больше очарована, чем дети. С годами кто-то из детей предложил: «Давайте тоже сделаем вертеп».

Вертепное действо требует подготовки, и это прекрасно: праздник начинается с ожидания праздника, проживание этого ожидания ничуть не менее важно. Семья собирается за столом, все что-то мастерят, взрослые могут читать святочные рассказы или сами что-то рассказывать.

Как не напугать

Фото с сайта petrovpark.ru
Фото с сайта petrovpark.ru

По мнению Софьи Бакалеевой, совершенно не важно, много у семьи денег или мало, важно, кто что умеет делать: кто-то любит шить, а кто-то — петь и играть на музыкальных инструментах. Исходя из своих возможностей, и нужно продумывать сценарий праздника.

— Богоматерь и Младенца лучше представить иконой, а вот фигурки Иосифа Обручника, волхвов, пастухов и животных дети вполне могут сделать сами, — говорит Софья. — Техника тоже может быть любая: тряпичные куклы, пластилиновые, из полимерной глины… Можно даже использовать покупной набор, где фигурки надо просто вырезать.

Сейчас возрождаются вертепные традиции. Из года в год играя вертепные представления перед разными детьми, повторяя один текст, вижу, как через эти образы раскрывается суть праздника. История рождения Младенца в вертепном действе рассказана лаконично, бережно. Чтобы подчеркнуть эмоциональную составляющую, есть история Ирода, Рахили — женщины, которая потеряла младенца. Через такие образы дети лучше воспринимают сюжет.

Фото с сайта yapokupayu.ru
Фото с сайта yapokupayu.ru

В рождественском сюжете есть немало эпизодов, которые могут напугать детей. Некоторые взрослые считают, что не нужно рассказывать детям о смерти, о жестокости.

— В вертепном действе есть эпизоды, когда воин протыкает младенца, Смерть отрубает Ироду голову, — подтверждает Софья Бакалеева. — Если ребенок впечатлительный, эти эпизоды можно опустить. Но дети постарше нормально воспринимают, сопереживают, ведь история — не о смерти, а о жизни и будущей победе Жизни над смертью. У нас в спектакле убиенный младенец оказывается у ангела в руках.

Спектакль на древнегреческом

Софья Бакалеева. Фото с facebook.com
Софья Бакалеева. Фото с facebook.com

— Вертепное действо хорошо тем, что его можно… дарить! — говорит Софья Бакалеева. — У нас так и получилось. Собрались многодетные семьи, где старшие дети уже подросли. Одна мама-рукодельница сделала ящик. Другая мама взялась сделать кукол, третья взялась за музыкальное оформление.

Лет пять подряд мы играем наши спектакли в разных местах — в больницах, в воскресных школах, в детских садах. Играли и в совершенно неприспособленных помещениях, а потом, когда вспоминали, оказывалось, что лучшие спектакли игрались именно в стесненных условиях.

Дети очень вкладывались в это, в какой-то момент мы осознали, что они стали играть практически без нас, мы просто присутствовали. Они сами организовывали процесс: у кого какая кукла, в каком порядке их разложить. Причем все это делается в темноте.

Фото с сайта tsobor.ru
Фото с сайта tsobor.ru

Дети учились в классической гимназии, поэтому в нашем спектакле были тексты и на древнегреческом, и на латыни. В обычных условиях зрители этих реплик не понимали, они просто удивлялись: ого, дети говорят на каких-то древних языках!

Но однажды у нас был спектакль в МГУ на историческом факультете в рамках презентации книги, переведенной с латыни, — «Золотая легенда» Иакова Ворагинского. Переводчик Ирина Кувшинская видела наш спектакль, она нас и пригласила.

Это было сильное впечатление: поешь на древнегреческом — а все тебя понимают!

Сейчас старшие дети уже совсем взрослые, теперь следующие подрастают и тоже участвуют.

Портативный вертеп

-10

Традиционный вертеп — сооружение довольно громоздкое. Но оказывается, можно сделать полноценный вертеп, который занимает мало места и ничего не весит.

Такой вертеп сделал в свое время известный петербургский художник Вик (Вячеслав Забелин; 1953-2016).

— Вик взял обычную картонную коробку, поворотный круг сделал из пялец с натянутым на них загрунтованным холстом, — рассказывает Ольга, вдова художника.

В этом круге сделаны прорези, куда по сюжету вставляются те или иные фигурки. Фигурки тоже вырезаны из картона, раскрашены темперой и покрыты лаком. Важное достоинство этого вертепа — то, что он портативный, складывается. В нашем вертепе нет двух этажей, а просто два сменных задника: один изображает пещеру Рождества, другой — дворец Ирода.

Фото с сайта krasfil.ru
Фото с сайта krasfil.ru

Мы записали спектакль на магнитофон. Друг Вика Иван Николаевич Судоса, заведующий протокольным отделом Санкт-Петербургской епархии, спел тропарь и кондак Рождества. Моя подруга-музыкант играла на пианино, мы распределили текст традиционного Смоленского вертепа и озвучили это действо за один вечер.

Это было Рождество 2000 года. Само действо короткое, но у нас сложился определенный сценарий рождественского праздника. Сначала кто-нибудь из знакомых священников рассказывал детям рождественскую историю. Потом показывали вертепное действо в записи, а после него разыгрывали спектакль на рождественскую тему вживую, сценарий для него писали каждый раз новый. В нем участвовали и взрослые, и дети.

Все это мы показывали не только дома, но и в детской студии при Эрмитаже, в Музее Дягилева. Вик еще рисовал рождественские открытки и всем раздаривал.

А сейчас Ольга Забелина приносит картонный вертеп в детские сады и внешкольные центры — показывает спектакль малышам. Поскольку звук записан, «прокатать» спектакль может любой человек (учитель, воспитатель).

Спектакль по Толкиену

-12

Александра Канавец, доброволец службы «Милосердие», рассказывает, как ставила спектакли к Рождеству для детей — пациентов больниц. Многими ее советами можно воспользоваться и для домашнего праздника.

— По образованию я художник-дизайнер. Мы с подругой из больших картонных папок делаем декорации, а кукол из переплетного картона; куклы высотой где-то 50 сантиметров. Один спектакль можно разыграть вдвоем, это и технически легко, поскольку куклы практически ничего не весят. Декорации и кукол удобно перевозить. Музыка в спектакле очень важна, поэтому нужен ещё человек на фонограмме.

Первый наш спектакль, по произведению Сельмы Лагерлёф «Свеча от Гроба Господня», мы часто играем на Рождество, хотя по смыслу он пасхальный. Но у людей, в том числе и детей, праздничный спектакль ассоциируется прежде всего с Рождеством.

Первоначально мы поставили этот спектакль для взрослых больных и играли без кукол, вживую. А потом сделали кукол и стали показывать детям.

Наши куклы неподвижны, это просто картонные двусторонние плашки. Когда играем, мы не прячемся за них, нас видно, и большое значение имеют наши жесты и мимика.

-13

Мы — прихожане храма при Институте Склифосовского, и в этом году я придумала для прихода новый рождественский спектакль — по «Властелину Колец» Толкиена. Когда писала сценарий, сконцентрировалась на Фродо, на том, как он решил идти в Мордор и как Горлум ему противодействует. Спектакль получился минут на сорок.

Уже был генеральный прогон, одним из зрителей стал ребенок лет шести. Он очень живо воспринял, переживал. Особенно жалел Горлума, что тот одинокий, никто его не любит.

Конечно, наши спектакли можно показывать и дома, но работа над ними требует немалого времени и сил. «Свечу» мы делали несколько лет, и над «Властелином Колец» работали целый год.

Мы работаем на волонтерских началах в отделение психосоматики в Первой градской больнице. Там не только играем спектакли, но и украшаем отделение к Рождеству. Специфика учреждения такова, что нельзя использовать традиционные бьющиеся елочные игрушки. Мы расписывали окна гуашью, девушки-волонтеры делали бумажные гирлянды и украшения. Спектакли в женском отделении мы играли в холле, а в мужском — прямо в палате.

Тихая ночь

Псков. Фото с сайта strana.ru
Псков. Фото с сайта strana.ru

Впрочем, далеко не каждая семья хочет долго готовиться к Рождеству, ставить спектакли, принимать гостей. Некоторые, наоборот, уезжают из большого города — например, на дачу, в деревню, на службу идут в деревенскую церковь, а после праздника всей семьей катаются на лыжах.

Петербургский журналист Тимур Щукин считает, что детям совместные поездки запомнятся гораздо лучше, чем совместное изготовление елочных украшений, особенно — если это поездки на малую родину.

— На Рождество (а точнее, на новогодние каникулы) мы с женой и детьми уезжаем во Псков — там живут моя мама и отчим. Ночью с 6 на 7 января идем на службу в какой-нибудь маленький древний храм — чаще всего в церковь Воскресения со Стадища возле нашего дома. Древнерусские храмы, как говорил один из моих преподавателей, похожи на печки. Я с ним согласен, только ведь сравнение с печкой — вовсе не уничижительное. Мало есть на свете вещей прекраснее русской печки — и мало что сравнится по красоте с древнерусским храмом.

В Воскресенской церкви ночная служба заканчивается часа в два. Дети отправляются в кровать (под надзор бабушки), а взрослые идут гулять по ночному Пскову — по набережной под стенами кремля с видом на Троицкий собор, потом через Ольгинский мост в центр.

Иногда мы заходим в кафе, чтобы согреться и съесть чего-нибудь. Правда, удается это не всегда: в рождественскую ночь на псковских улицах людей мало, и большинство заведений общепита не считает нужным работать ночью. Нам, впрочем, хорошо и так, без всякого бифштекса.

Утром дети находят подарки — на этот раз не от Деда Мороза, а от мамы и папы. Вообще зимние каникулы для детей — сплошное веселье: нет привычного расписания, папа не уходит на работу, мы почти каждый день гуляем или бываем в гостях.

Вам важно, чтобы разговор на эту тему продолжился? Поддержите портал!

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Пожертвовать

https://www.miloserdie.ru/article/rozhdestvo-kak-sohranit-atmosferu-prazdnika/