Ключевым элементом гибридов от Лексус является, так называемый, электронный вариатор (E-CVT, Electronic-Continuous Variable Transmission). Это устройство комбинирует тяговый двигатель внутреннего сгорания, электромотор/генератор и привод колес. В зависимости от режима езды устройство перераспределяет потоки энергии и позволяет, например, начать движение автомобилю на электромоторах с выключенным ДВС, подключить ДВС при более активном разгоне, отключить электромотор при движении на постоянной скорости, отключить ДВС и пустить электромотор в режиме генератора при торможении и т.д.
Несмотря на наличие в названии слова вариатор (Variable Transmission) - E-CVT таковым не является, т.к. в ней не используется принцип изменения передаточного числа в классическом понимании вариатора. В Лексусовской E-CVT все передаточные числа фиксированные! Более того, слово трансмиссия тоже неточно характеризует это устройство, т.к. по сути оно является интеллектуальным "переключателем крутящего момента" (torque combiner). Имея 3-х стороннюю фиксированную планетарную передачу E-CVT действует по схожему принципу коробки автомата (т.е. за счет блокирования или изменения скорости вращения планетарных шестерней) за тем исключением, что соотношения шестерней не меняются, как не меняется и передаточное число. Эффект CVT достигается за счет применения дополнительного электромотора, который при необходимости подкручивает так называемую sun gear, увеличивая скорость вращения привода и за счет комбинаций работы/остановки ДВС и электромотора.
По сути гибридная установка Лексусов достаточно надежна. Производитель дает гарантию 10 лет на аккумулятор гибридной системы при 3 условиях:
a) заводская гарантия на гибридный привод закончилась
b) до окончания гарантии на гибридный привод осталось менее одного года
c) возраст автомобиля не превышает 10 лет.
Если сравнивать автомобиль Лексус с обычной трансмиссией и гибридной с мотором 2GR-FE 3.5 литра, то в гибридном варианте мотор будет работать на меньших оборотах за счет помощи гибридной установки, что увеличивает ресурс мотора.
Итак, какие плюсы мы можем выделить?
1. Существенная экономия топлива благодаря совместной работе двух источников мощности - бензинового двигателя и 2 электромоторов.
2. Чрезвычайно низкий расход топлива, эмиссия CO2 и другие выбросы значительно минимизированы.
3. Гибридный привод предлагает великолепные свойства езды благодаря плавному ускорению и мощному старту.
4. Тихо работающие электромоторы, которыми управляет гибридный привод Toyota, обладают по настоящему практической ценностью.
Но существуют и минусы:
1. Сложность утилизации использованных аккумуляторов.
2. Отечественная погода с её перепадами ведут к пониженному жизненному циклу батарей, а дальше — смотрим пункт первый
3. Дороговизна по сравнению с машинами с аналогичным классическим двигателем из-за большей сложности конструкции
4. Следствие из пункта 3 — дороговизна обслуживания, невозможность починить «на коленке», далеко не всякое СТО возьмется за работу с последующей дачей гарантии на выполненные работы.
Всем спасибо за внимание! До встречи в следующих статьях!!