Найти в Дзене

Свет в окне особняка Рябушинского

Оглавление

Моя прогулка в пасмурный день от особняка Дерожинской к другой жемчужине московского модерна - особняку Рябушинского.

Сейчас здесь размещается музей-квартира А. М. Горького
Сейчас здесь размещается музей-квартира А. М. Горького
Особняк Рябушинского. Свет в окне.
Особняк Рябушинского. Свет в окне.

Хозяин особняка - один из братьев многочисленной династии предпринимателей Рябушинских

Особняк построен для одного из братьев, потомственных предпринимателей Рябушинских - Степана Павловича Рябушинского. Старообрядческая семья. В предыдущих поколениях - крестьяне.

Крестьянин - это, к слову, прирождённый предприниматель. Хороший, крепкий крестьянин. Сама по себе деятельность землепашца - это уже предпринимательство. Прибыльное вложение в землю.

Особняк спроектировал архитектор Фёдор Осипович Шехтель. Строились два дома в стиле модерн практически одновременно - особняк Рябушинского - в 1900—1903 г.г., особняк Дерожинской - в 1901 - 1903 г.г.

После революции особняк Рябушинского национализировали. Здесь размещались и наркомы, и учёные, и даже детский сад. В начале 30-х годов особняк занял пролетарский писатель Максим Горький. В результате, особняк, увы, претерпел изменения - в первую очередь, в интерьере. Но всё же не был разрушен.

Вот такой вид на фасад здания в пасмурный день, с Малой Никитской улицы

Особняк Рябушинского. Архитектор Ф.О. Шехтель.
Особняк Рябушинского. Архитектор Ф.О. Шехтель.
Особняк Рябушинского. Малая Никитская улица. Архитектор - Ф.О. Шехтель.
Особняк Рябушинского. Малая Никитская улица. Архитектор - Ф.О. Шехтель.

Когда посетить музей?

Часы работы музея
Часы работы музея

Точный адрес особняка Рябушинского (музея-квартиры А.М. Горького): Москва, Малая Никитская ул, 6/2, с. 5.

Посещение особняка Рябушинского. Какие чувства и впечатления оставит?

Это не первое моё знакомство с особняком. Я там была, и внутри, в том числе. И, думаю, ещё вернусь, не только в пасмурные, но и в солнечные дни.

Внутри дома множество интересных деталей, которые, сами по себе, шедевры. И можно их рассматривать подробно, внимательно изучать - они того стоят. Но, с моей точки зрения, что самое главное? Это особенная среда - в целом. Особенная жилая среда, которую создают эти плавные, перетекающие линии, свойственные модерну. Они настраивают на мистическое восприятие, в каком-то смысле - на соприкосновение с другим, более тонким миром.

Вместе с тем, это семейный особняк. Он создан для семейной жизни, для того, чтобы там растить детей. Если с такой точки зрения посмотреть на особняк. Даже не как на музей, а как на дом, в котором жили люди. Для этого он и построен. Какое-то время так и было. Это обычная среда...

Тогда посещение особняка рождает двойственное чувство. С одной стороны, это путешествие в очень красивую, немного мистическую, и, вместе с тем, комфортную для жизни, среду. С другой стороны, окружающая нас, как правило, привычная нам среда, от сравнения с той средой не выигрывает. А, наоборот, ощущаешь, насколько эта обыденная среда упрощенная, в сущности, примитивная, если не сказать - убогая. Обычный панельный, блочный жилой дом массовой застройки. Даже если это довольно-таки добротный дом. И более дорогие, индивидуальные дома, которые строят сейчас, не всегда выиграют в сравнении с особняком в стиле модерн.

А ведь это никакой не музей, по изначальному замыслу архитектора Шехтеля и заказчика Рябушинского. Это дом для семейной жизни.

С каким самосознанием вырастет ребёнок, кем он станет, если детство проведёт в таком особняке? По сравнению с типичной современной ситуацией, когда маленького человека вначале отправляют в детский сад, потом в школу... И он уходит рано утром из одной бетонной клеточки в другую. А вечером вновь возвращается в "свою" бетонную клетку - и хорошо ещё, если она довольно просторная.

Вот о чём речь... Что подчёркивал неоднократно историк Махнач в своих лекциях. Модерн мог бы стать обычной средой. Красота - не то, чем иногда приходят полюбоваться в музей, а часть жизни. Образ жизни. По мнению Махнача, в начале прошлого века был именно такой шанс. При этом, модерн начала ХХ века демократичен, то есть жилой дом - шедевр - мог себе позволить не только богатый промышленник, но и простой крестьянин, горожанин со средним достатком. Да, наверное, крестьянский дом в стиле модерн вышел бы поскромнее купеческого, но, при этом, не менее красивым и удобным.