13,4K подписчиков

Оглушительный спектакль "Восемь" в Московском Губернском театре. Из тех, что надо смотреть. (отзыв)

2,2K прочитали

Молодой драматург из Екатеринбурга Владимир Зуев, ученик Николая Коляды, родился в 1976 году в г. Кушва Свердловской области.

Финалист премии "Дебют", автор 30-ти пьес.

Пьеса "Восемь" вошла в шорт-лист Международного конкурса «Историческая драма» (2016)

Именно её в 2017 году выбрали в Московском Губернском театре для спектакля в 100-летнюю годовщину Октябрьской революции - события, изменившего слишком многое в нашей стране.

"ВОСЕМЬ".

(с) все фото с официального сайта театра
(с) все фото с официального сайта театра

"Восемь" - спектакль-трагедия о последних днях жизни Великой княгини Елизаветы Федоровны и других членов дома Романовых и их близких, которых большевики отправили из Екатеринбурга в город Алапаевск.

Чуть позже их всех (кроме Великого князя, которого застрелили при попытке оказать сопротивление) живьем сбросили в шахту, где они умерли мученической смертью от ран и голода.

Местные жители рассказывали, что ещё несколько дней спустя из глубины шахты доносилось пение молитв.

Но это всё чуть позже. А пока опустевшее здание школы, ставшее для восьми человек последним приютом.

Восемь узников и их тюремщики.

Удивительное пространство, в котором смешались явь и сны, время и события.

Спектакль начинается подобием экзамена, во время которого актёры тянут билеты с именами героев, которых им предстоит играть.

Почти все они молоды и легкомысленны. И кажется, что имена, которые они читают вслух ничего для них не значат.

Но спустя несколько мгновений всё меняется.

Высвеченный софитом в самом центре бывшего класса вдруг возникает убитый горем отец,

оплакивающий сына, заваленного кирпичной стеной разобранной церкви. Пытаясь заглушить раздирающую его боль, он что-то бормочет сам себе и машинально стучит в деревянную колотушку. И с каждым новым ударом пространство трансформируется всё сильнее и сильнее, раскручивая временную воронку так, что каждой клеточкой вдруг осознаёшь: вот оно! Вот оно то самое прошлое.

Браво Алексей Веретин, так убедительно сыгравший Копысова.

И удивительно, насколько трансформировалось не только время и пространство. Сами актёры вдруг так изменились, что я с трудом узнавала тех самых "студентов", ещё несколько минут назад тянувших билеты. Точнее, не узнавала.

Но узнавала Елизавету Федоровну Романову (Елена Киркова)

О которой когда-то написали: «Это чудная, святая женщина — она — видно, достойна тяжёлого креста, поднимающего её всё выше и выше!».

На момент гибели ей было 53 года. И я реально видела перед собой женщину, настолько умудрённую годами, смирением и верой, что не было никаких сомнений в том, что именно она когда-то посетила в тюрьме убийцу своего мужа, простила его и передала прощение от имени Сергея Александровича и оставила Евангелие. И подавала прошение о помиловании террориста.

Этот эпизод из жизни великой княгини - подвиг истинного прощения. И лично для меня очень важен.

И как убедительна Елена Киркова в этой роли. СПАСИБО!

И не менее убедительна инокиня Варвара (Виктория Скицкая). Остаться, зная о том, что впереди неминуемая смерть...

Кто из нас сегодняшних на такое способен?

А какие мужские роли!

Василий (Сергей Бурлаченко). Один из тюремщиков, совсем мальчишка. Какая мелкая, дрожащая душонка! Совершенно не осознающая ценности чужой жизни и способная понимать лишь ценность собственной.. Презирать ли его? Ненавидеть? Этого человечка, способного убить не задумываясь? Но как такую мелочь ненавидеть? В душе почему-то вместо ненависти растекается болезненная скорбь и жалость. Презрение и снова жалость.. Как удивительно точно одним вроде бы незначительным штрихом вскрыт целый пласт, имя которому "существование маленького человека".

А каков Ефим Соловьев (Дмитрий Карташов)!!!

Это злодей уже совсем иного порядка нежели жалкий Василий. Циничный, хладнокровный, ради своих целей спокойно идущий по трупам.

Но и ему в конце концов нет покоя. Призраки прошлого не отпускают. И кажется, что нам всем здесь и сейчас тоже нет покоя, потому что и нас они не отпускают. И не отпустят, пока не осознаем, не переосмыслим, не примем и не простим.

Сходите в театр!

P. S. Буду благодарна за лайки, если понравилось!

И подписывайтесь на мой канал, если интересно то, о чём я пишу, чтоб не пропустить новые рассказы о путешествиях, отзывы о концертах, фильмах и спектаклях.

Спасибо, что дочитали до конца! Мне это важно.