Найти тему
Юрий Слобода

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ

Продолжение

Степная свадьба

Собственная версия
Собственная версия

Что было на самом деле

В 1185 году сам князь Игорь не шёл воевать с кочевниками, а направлялся к Кончаку, хану донских и приднепровских половцев, женить сына Владимира.

За четыре года до этого князь Игорь и Кончак были союзниками в междоусобной войне русских. Они вместе были в Чернигове и, возможно, беседовали по-половецки. Сам князь Игорь — наполовину половец: его мать половчанка знатного рода. Игорь спасает хана от гибели, и они заручаются взаимной поддержкой.

Из Чернигова Игорь с Кончаком отправляются в Новгород-Северский, который лежал на пути половецкого хана к его кочевьям, возможно, там они и решили породниться. У Игоря подрастали сыновья, у Кончака была на выданье дочь.

Игорь стал сватом Кончака перед своим походом на половецкие земли. И шёл к половецкой земле Игорь с малой дружиной, не таясь. Не могло там обойтись и без охотников поживиться. По пути к нему примыкают разные «ратные» и «лихие» люди. Эти отряды были попутчиками свадебного похода Игоря, и шли они за добычей к кыпчакам. Именно Кончак и навёл эти полки на своего соперника, половецкого хана Гзака.

Для Игоря же не было никакой битвы с половцами, а была обычная, традиционная степная свадьба, а «поход» был элементом свадебного обряда. Князь Игорь водил дружбу с ханом Кончаком и они решили породниться. Началась она «ритуальным боем» с «похищением» невесты и ее подружек и «грабежом» приданого,

«…помчали красных девок половецких,

а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты…»

Окончился день свадебным пиром. Его сын Владимир в 16 лет женился на половчанке Свободе, дочери хана Кончака, православное имя её Настасья. А на следующее утро, когда невеста уже стала женой Владимира, должен был прибыть Кончак и потребовать калым. Но появился не хан Кончак, а хан Гзак со своей дружиной, которую потрепали попутчики Игоря. Тут и началась реальная битва. Подоспевший Кончак вступается за своего свата, князя Игоря. И рек Гзак Кончаку:

- А коли опутаем его красной девицею –

ни нам будет соколенка,

ни нам красной девицы.

но почнут наших птиц бити

в поле половецком.

Гзак осуждает родство половчанки и русского. Мол и дочку потеряешь, и род русов умножишь, а они всё одно нас бить будут на нашей земле.

Не участвовал Кончак и в погроме Новгород-Северского княжества.

В походы на чужие земли впоследствии ходил и князь Игорь и хан Кончак, но родичи друг-друга серьёзно не обижали.

А христианские летописи осуждают Игоря не за поражение, а за дружбу и родство с половецким ханом, принадлежавшим к иной вере, да к тому же языческой. Борьба с половцами осознавалась русской церковностью, как необходимость защиты не только Родины, но и веры христианской.

Как считается, единственная рукопись сгорела в огне пожара Москвы во время нашествия Наполеона. Однако историки и филологи находят, что форма поэмы, которая дошла до нас, не могла отвечать оригинальной форме «Слова», написанного в XII столетии.

События и текст «Слова» исказил и его переписчик Мусин-Пушкин и кое что оттуда убрал. По его мнению: водить дружбу, тем более иметь родственные связи с врагами земли русской нельзя. На пороге Москвы в то время стоял Бонапарт.

Бой был дан…

-3

…Словно красные языки, свесив щиты ползут полки…

И только копыта месят грязь…вздыхает уставший князь,

Из фляги железной пьёт, а думы что вороньё…

………………………………………………………………………...........

Бой был дан, где тишина стояла…вздрогнула испуганная Каяла…

А лошадь вскачь понеслась…выронил флягу уставший князь.

Краем берега, вдоль реки, как слепые щенки ползут полки…

Давит хан с четырёх сторон…и шелома их поплыли в Дон…

………………………………………………………………………………

Бой князь Игорь со дружиною и соратниками проиграл… Много ратных людей полегло и сам Игорь был полонён. Позже он бежит из плена и возвращается домой.

Принес ему господь избавление это в пятницу вечером. И шел Игорь пешком до города Донца одиннадцать дней, а оттуда - в свой Новгород, и все обрадовались ему.

И не об Игоре, княжем муже, вещает летописное «Слово», без малого – 1000 лет, а о единении руссов-славян, народов великого племени, с общностью первородного слова.

Много ли нам известно об истоках своего отечества?

Что-то затерялось в «преданьях старины глубокой»… Что-то было случайно забыто или намеренно вычеркнуто из летописных архивов…

Родина – Русь изначальная. Как в храм вхожу и хочу созерцать твои незыблемые святыни – историю свою…

И знать хочу – Откуда и как пошла земля русская – священная земля предков русов.

Вот и всё.