Всем привет! Сегодня пятница, и согласно нашему расписанию... Да, не с понедельника. И не с Нового года. И даже не с 300-летней годовщины со дня освоения Наполеоном ночного горшка :-) Один из моих основных принципов состоит в том, что если уж я что-то решила, то начинаю незамедлительно.
Итак, согласно расписанию, нас ждет статья на тему "Рукоделие и...". И сегодня мы поговорим о том, как совместить рукоделие и порядок.
Казалось бы, творческий процесс хаотичен по своей природе, и упорядочивать его практически равносильно уничтожению. Но давайте-ка взглянем на это несколько шире и разберем по полочкам, что же все-таки можно упорядочить без ущерба для самого творчества и какие результаты от этого получить.
С чего начинается творчество? Зачастую с полета фантазии. Эскизы, наброски, пробные образцы, схемы, мастер-классы... Все это начинает копиться, нагромождаться, засорять виртуальное пространство в в компьютере и реальное - в комнате... И нередко, когда срочно требуется найти какой-то конкретный эскиз или образец, он загадочным образом теряется и играет в прятки вплоть до того самого момента, когда уже становится не нужен.
Что можно с этим сделать? Создать своей фантазии оптимальные условия. Если для вас обычным делом является пробуждение среди ночи от того, что приснилось новое украшение или схема сама собой сочинилась - обязательно держите рядом с кроватью удобный блокнот и ручку или карандаш. Именно блокнот, а не отдельные листочки, которые в итоге будут валяться где угодно, и часть из них непременно потеряется. Блокнот должен быть удобным по размеру и сделан так, чтобы листы не отклеивались и не выпадали. Оптимальный вариант - на пружинке. И не ленитесь хотя бы кратко подписывать, что означают эти нацарапанные в полусонном состоянии палочки и крючочки, иначе впоследствии будет достаточно сложно вспомнить в деталях так внезапно пришедшую в голову гениальную идею, особенно если пройдет много времени.
Фантазия сработала - пошел творческий процесс. И вот тут очень важным становится то, как мы храним наши рукодельные запасы. Потому что потратив три часа на поиск необходимого мотка пряжи, отреза ткани или нужного пакетика с бисером, на творчество может не остаться ни времени, ни настроения. Особенно если в итоге окажется, что нужного материала нет вообще, его надо чем-то заменить и снова тратить уйму времени на поиск этой замены.
В основе моей системы упорядочивания творческого хаоса лежат четыре кита:
- захламлению - бой!
- каждой вещи - свое место
- рабочая зона сделана по "антипотерятельному" принципу
- результату творчества - достойное хранение
С первым принципом все и без объяснений понятно, но все-таки не все так просто. У меня в этом вопросе идеально обстоят дела в двух направлениях маньячества: вышивке и вязании. Ну, почти идеально. Одно время умудрилась свести в ноль все накупленные и подаренные вышивальные наборы, а две начатые картины успешно продвигались. Сейчас в закромах завелись два набора, подарок подруги. Ждут своей очереди. Но, перефразируя героиню одного известного мультика, два набора это не куча :-)
Что касается вязания, в шкафу хранится не очень большая спортивная сумка с остатками и вполне приличными мотками ниток, накопившихся за 34 года вязания, и отдельно - две небольшие сумки с пряжей для шалей, которыми я в этом году заболела, и излечением от этой болезни пока что не пахнет. Все спицы и крючки хранятся в одном ящике комода, в своих пакетах, в которых продавались, чтобы не терять время на определение номера, и не искать, куда же делась пятая спица из вот этого очень нужного набора. В итоге поиск необходимой пряжи и спиц занимает не больше трех минут.
Бисер. Здесь все намного сложнее в моем конкретном случае. Море камней, море фурнитуры и всевозможных дополнительных материалов и целый океан бисера всех видов, цветов и размеров. Не знаю, можно ли считать это захламлением в традиционном смысле этого слова. Материалов очень много, но они все из числа тех, что я использую, все ненужное и неподходящего качества давно отправилось или в мусорное ведро, или, что получше, в рукодельные кружки на радость детям.
За 10 лет этого увлечения запасы приобрели просто неприличный размер и сокращаться не собираются. Тем не менее, удалось продумать систему, как их упорядочить, чтобы тратить как можно меньше времени на поиск необходимого. И сейчас мы плавно переходим к киту номер два - каждой вещи свое место.
Подробно о том, что, где и как хранится, можно прочитать в моем блоге на сайте Businka.org: "Найти за 60 секунд, или как упорядочить запасы", который я написала в октябре прошлого года. Бисерная братия с этого сайта уже с ним знакома, но если кому интересно посмотреть эту систему изнутри, в деталях, добро пожаловать по ссылке https://businka.org/advice/2018/10/10/nayti-za-60-sekund-ili-kak-uporyadochit-zapasy.html
Сейчас шкафчиков уже на один больше, но порядок хранения остался таким же, потому что доказал свою эффективность и удобство. Все запасы разложены по видам, цветам и размерам, и поиск нужных материалов в прямом смысле слова можно проводить с закрытыми глазами. Главное правило - после окончания работы убирать все по местам, иначе все усилия пропадут впустую. Не успеете оглянуться, как бардак снова вернет себе корону и скипетр.
Кит номер три - организация рабочего места. Где же этот пакетик с бисером, он только что был здесь?... Крючок, крючок, где мой крючок??? Куда ножницы запропастились? Иголка, ты где? Ай!!!
Знакомо? Мне тоже. Не у всех есть возможность создать оптимальные условия и выделить себе отдельную зону для творчества. Как правило, это происходит в общей комнате или кухне, где на творческий процесс активно влияют дети, кошки и прочие не имеющие прямого отношения к творчеству факторы.
Независимо от того, где происходит творческий процесс, в отдельном кабинете с табличкой "Не входить! Творец творит! Еду оставить у порога!" на двери или в крохотном закутке на кухне, необходимо продумать, как максимально комфортно расположиться, чтобы все было под рукой. С вязанием это проще, как и с вышивкой. С бисером сложнее.
Одно время я использовала столик для завтрака, на котором преспокойно помещалось все, что нужно для работы. Но у такого способа оказалось целых два недостатка. Первый - из-под него шустро не вылезешь, а когда дома есть реактивные шилопопые дети, порой доли секунды решают многое. Ну или внезапно побежавшее молоко на плите откуда-то возьмется. Или... Да мало ли вариантов, когда нужно немедленно подорваться и бежать? Столик этому весьма серьезно мешал. Второй недостаток - не очень-то позу поменяешь. Соответственно начинает затекать и болеть спина, и ноги тоже, что тоже не способствует долгой и продуктивной творческой работе. Сейчас я его использую только на финальной стадии сборки больших украшений, когда необходима ровная поверхность и возможность после каждого стежка проверять, не возник ли перекос отдельных элементов.
В итоге у меня выстроилась такая система работы с бисером. Есть небольшая коробка с ячейками размером около 20 на 15 см, которую я везде таскаю с собой. В ней помещается все, что нужно для текущей работы. Иногда не помещается, но это уже в случае каких-то глобальных по масштабу проектов. В одних ячейках - бисер, в других - фурнитура, отдельно - стразы, нитки и прочие необходимые материалы. В центральном отделении, самом большом по размеру - детали украшения. Для инструментов - отдельная коробочка, там же лежит зажигалка, чтоб подпаливать концы шнура, маркеры для фетра и еще несколько регулярно используемых в творческом процессе вещей, но ничего лишнего. Ножницы лежат исключительно справа (я левша, при работе не сброшу, а вот слева - могу). Иголка, как только закрепляю нить, отправляется или в чашечку с бисером, если я тут же планирую продолжать, или втыкается в одну из катушек. Все. Таки образом, при минимуме занимаемого места и максимально возможной мобильности я практически свела к нулю траты времени на лихорадочные метания "Куда оно делось???" и давно уже не получала сюрпризов в виде впившейся в ногу или пятую точку иголки.
И переходим к нашему четвертому киту - хранение получившихся шедевров. И в этом вопросе порядок так же необходим, как и на всех предыдущих стадиях, потому что от неправильного хранения плоды наших трудов могут испортиться настолько, что отправятся на переделку или прямиком в мусорное ведро, а это мало способствует поддержанию творческого настроя.
Пройдусь по своим трем маньячествам. Вышивка. Поскольку площадь вышитых картин уже давно превзошла площадь стен дома, большинство из них хранится в шкафу, аккуратно скатанными в рулон. Предварительно я их стираю, отпариваю и тщательно высушиваю. И время от времени проветриваю.
С вязаными вещами главная беда - моль. Так что лаванда - мой первейший друг. Всегда лежит в шкафу, где хранятся связанные вещи, и регулярно обновляется. Кроме того, не в сезон каждая вязаная вещь получает свой вакуумный пакет. И место экономится, и точно никто ее не съест. Кроме того, необходимо уделять внимание правильной стирке и сушке, особенно это относится к вещам из натуральной шерсти. Согласитесь, обидно связать роскошный свитер для мужа, постирать его в машинке и вытащить крошечный свитерок, который разве на младенца налезет. Особенно когда младенцев в семье нет. Поэтому не ленимся изучать, какие режимы стирки и сушки годятся для вещи из той или иной пряжи, и радуемся жизни :-)
Бисерные украшения - весьма капризные создания. Необходимо защищать их от пыли, от солнца, не допускать перекручивания, а в случае плетения на леске - еще и пересушивания... Тем не менее, уникальность и красота таких вещей достойна того, чтобы о них должным образом заботиться.
Как их хранить? В шкатулке, мешочке, коробочке – не важно. Важно, чтоб украшение не было деформировано и не на него не попадала пыль. Ведь основа, на которой сплетено украшение, способна деформироваться и даже «запоминать» свернуто-загнутое положение. Некоторые камни и виды бисера имеют нехорошую тенденцию выгорать на солнце, поэтому хранить украшения следует в темном месте.
У меня не очень много украшений собственного изготовления, но очень много - подаренных другими рукодельницами. Какие-то из них носятся часто, другие потеряли свою актуальность или товарный вид, но выбросить или переделать подарок рука точно не поднимется. Поэтому моя система хранения состоит из нескольких шкатулок, хранящихся в шкафу, и трех манекенов-шеек, которые стоят на полке, и на них висит то, что я регулярно надеваю. Готовые украшения, предназначенные для подарков или продажи, тоже имеют свое четко определенное место - упаковываются в мешочки или коробочки и хранятся на одном из ящичков с рукодельными запасами до момента отправки их по месту назначения.
Вот таким, в целом, нехитрым способом мне удалось привнести максимум порядка в процесс творческого хаоса. И это очень здорово помогает как в вопросах экономии времени, так и комфорта. Когда можно творить, не отвлекаясь на неприятные мелочи - это здорово, поверьте :-)
Надеюсь, статья была полезной. Делитесь в комментариях своими находками и изобретениями по части упорядочивания творческого процесса, и вместе мы станем еще лучше :-)
Всем ровных крестиков, ровных петелек и послушных бисеринок!