«Старшая сестра» режиссер Натансон 1966г. Фильм поставлен по пьесе А.Володина.
В главных ролях: М. Жаров – дядя, Т. Доронина – Надя, Н. Тенякова-Лида, В. Соломин – Кирилл. И. Чурикова –Нелли.
Пьеса А. Володина называлась «Моя старшая сестра». Подразумевалось, что в центре – Лида, однако, фильм получил другое название, поэтому акценты сместились.
Все герои фильма – хорошие люди и все, что с ними происходит, совершается в обстановке любви. Из лучших, как им кажется побуждений, герои вторгаются в жизнь близких и ломают ее.
В первую очередь это относится к герою М. Жарова. Он совершил доброе дело – разыскал двух племянниц в детском доме. Девочки выросли. Дядя говорит очень важную фразу: «Я вложил в вас часть души, как в сберкассу.»
То есть, подразумевается возврат вклада в виде послушания, вечной благодарности, что в общем-то и происходит на протяжение практически всего фильма.
Дядя учит сначала старшую сестру, как надо жить, причем, не учит плохому. Но, в результате, талантливая девушка становится учетчицей в порту, а в театр попадает лишь тогда, когда талант практически потерян.
Надя принимает от доброго дядюшки эстафетную палочку и начинает жить для младшей сестры. При этом тоже происходит активное вторжение в ее жизнь.
Лида, как самая молодая, смогла выбрать для себя правильное направление – отношения с Кириллом. Подсознательно она понимает, что без этого невозможно счастье в будущем.
Однако, в эти отношения вторгаются два самых близких человека и на основании того, что они любят Лиду, выгоняют из ее жизни Кирилла. Одна ошибка Кирилла – и он за порогом дома. Хотя решение могла принимать только сама Лида, но ее никто не слушал.
В треугольнике за человека все решают другие, любимые люди. Любовью дядя калечит Надю, а затем вместе с ней – Лиду.
Вместо того, чтобы продолжить обучение и стать актрисой, Надя идет на непонятную жертву ради сестры. Сама Надя – актриса в душе и должна была стать ею. Она играет, когда сочиняет историю об ухаживании за ней начальника, она преображается и сдает экзамен в театральное училище.
Но не идет учиться. Надя слушает дядю. Надо быть материально обеспеченной, на одну стипендию не проживешь с сестрой и все в этом духе. Дядя навязывает свои представления о том, как надо жить, а Надя, сильная женщина, его слушает и делает все, чтобы стать несчастной.
Она продолжает жить мечтой о театре, но приходит туда поздно. К этому моменту уже и жизнь Лиды развалилась. Кирилла выгнали, он женился на другой девушке. Но пара продолжает встречаться. На улице, в парадных. Семейная жизнь замещается общением и крадеными поцелуями.
К этому моменту Лида уже практически не общается ни с дядей, ни с сестрой. Она их любит, но помнит, что именно они сломали ей жизнь. А самое страшное, когда жена Кирилла уходит и оставляет их с Лидой, раз они так любят друг друга, выясняется, что любви нет.
Кирилл уже врос в ту семью, которую создал, поэтому, оставшись вдвоем с Лидой, он мечется и не знает, как быть дальше с этой знакомой ему лишь по уличным прогулкам девушкой.
Наде дядюшка тоже внушал мысли о том, что девушка обязательно должна выйти замуж. Но, подходил к этому он с противоположного конца. Брак - это итог любви, понимания, желания двух людей быть вместе и строить семью.
Вместо этого, Наде любимый дядя приводит за руку жениха и удивляется тому, что двум незнакомым людям не о чем говорить. Жениха, кстати, очень хорошо сыграл молодой еще Л. Куравлев. Дядя – неженатый человек, берется устроить личную жизнь племянницы. А Надя соглашается, из любви и благодарности. В фильме все трагедии происходят из желания сделать «как лучше».
Потом, правда, будучи в душе актрисой, она устраивает из смотрин спектакль. В конце фильма герой Куравлева возвращается и даже остается какой-то намек на то, что они с Надей буду встречаться. Но, все настолько искусственно, что я в это не верю.
О чем я думаю после этого фильма. Любовь к родителям, к близким не должна быть помехой счастью человека. Не надо бояться быть счастливой, даже, если кого-то обидишь при этом. Если тебя любят, то поймут и простят.
То же самое хочется сказать и родителям, сестрам, братьям – не лезьте в жизнь своих близких людей. Если спросят совета – скажите свое мнение. Если нет – не становитесь виноватыми в испорченной жизни любимых.
И еще одна мысль, как послесловие – любовь к детям, или родителям не подразумевает обязательную отдачу. Особенно запрограммированную. Я тебе сделал хорошо, поэтому ты обязан…
Не всегда обязан и не во всем. Если бы любящий дядюшка любовался сестрами со стороны, даже бывая у них, даже все видя и слыша, но не вторгаясь, они могли бы стать счастливыми. Живем-то один раз.
Был ли выход у сестер? Был. В самом конце фильма, уже на руинах, Надя просит дядю уйти и оставить Лиду в покое. Это то, что она должна была сделать очень давно.
Я вижу в этом фильме и в пьесе А. Володина разрушительную силу любви, в первую очередь «добряка» дяди.
Приглашаю читателей комментировать, ставить лайки, подписываться на канал.