Христорождественская церковь в Демшино

318 прочитали

Демшино мы проезжали, возвращаясь в Воронеж из Богословской церкви села Крутчик, о которой я писала в прошлый раз. Уже почти проехали село, но решили вернуться, увидев возле дороги, необычную деревянную постройку из старого бруса, чем-то напоминающую церковь. Остановившись рядом с ней, осмотрев с разных сторон, сомнений больше не было – это церковь.

Рядом с разрушенным храмом расположен крест, но никакой информации на нем или на храме не было. Уже дома, поискав сведения, выяснили, что это стены дореволюционного деревянного храма в честь Рождества Христова.

Демшино мы проезжали, возвращаясь в Воронеж из Богословской церкви села Крутчик, о которой я писала в прошлый раз.

Расположено Демшино в Усманском районе Липецкой области. В 76 км от Липецка, в 20 км от Усмани, от Воронежа – 91 км (если добираться по трассе).

Современные исследователи считают, что первое поселение возникло в 30-х гг. XVII века. Но в 1644 г. деревня была разорена татарским набегом.

Повторное заселение запустелой деревни на реке Излегоще под Демшиным липягом произошло в 1645-46 годах. Липяг (лесок) сохранил имя какого-то человека Демши (Дементия). «К своим местам вернулось 10 старожилов, к ним было "прибрано" новых 4 человека детей боярских и отведена земля для приборки еще 26 человек. Сенные покосы селу отведены были по р. Излегоще и Карачунской россоши, а отхожие — за валом вверх по р. Излегоще и в Илемских березниках. В 1650 году новоприборкой добавлены 26 дворов детей боярских, построена Рождественская церковь и Демшино стало именоваться селом. По переписи 1676 года в селе 40 дворов детей боярских, 5 дворов бобыльских и 1 двор церковный».

В архивном документе находим следующие сведения об этом периоде: «Деревня Демшино впервые упоминается в 1642 году. В 1646 г. отведено было в ней место церковное Рождества Христова и 20 четв. земли к будущей церкви. В 1652 г. Демшино уже село, на церковном месте стоит часовня, а к 1658-му году была построена церковь».

Из этого документа дошли до нас даже имена первых священников, служивших в первом деревянном храме.

«Священники: Михаил Афанасьев — 1652 г. — 1676 г.
Василий — Авг. 1682 г. — 28 февр. 1690 г.
Илья — 1692 г. — 1705 г.
Иларион — с 5 сент. 1700 г. — 1705 г.
Андрей Филиппов — с 1816 г.
Дьякон — Борис Федоров — с 1803 г. — 1816 г.»

В Государственном архиве Липецкой области хранятся метрические книги села Демшино с 1785 по 1847 гг. Сведения о том, сколько раз перестраивался храм на этом месте, не сохранились.

По справочным данным Тамбовской епархии на 1876 г., Христорождественская церковь в с. Демшино (когда и кем построена неизвестно) вместе с Богословской деревянной церковью с. Крутчик (постр. в 1760г.) являлись приписными к каменной Христорождественской церкви с. Поддубровка (построена «тщанием прихожан» в 1846г.) и обслуживались штатом последней.

Штат церкви состоял из настоятеля, двух помощников и трех псаломщиков. Настоятелем в те годы был свящ. Ник. Иоан. Щедрин. Он также являлся духовником 3-го Усманского благочиннического округа. Церковным старостой Демшинской церкви с 1868г. был государственный крестьянин Брыкин.

Приход церкви в с. Демшино состоял из 728 душ мужского пола и 742 душ женского пола. Земли пахатной и сенокосной имел 33 десятины.

На фото отреставрированный храм Рождества Христова с. Поддубровка, построенный в 1846 году, к которому была приписана Христорождественская церковь с. Демшино.
На фото отреставрированный храм Рождества Христова с. Поддубровка, построенный в 1846 году, к которому была приписана Христорождественская церковь с. Демшино.

По данным епархии на 1893 г., Христорождественская церковь с. Демшино уже имела свой штат, состоящий из священника и псаломщика. При храме существовало общество трезвости, в котором окормлялись 25 человек. Также при храме имелась церковно-приходская школа с 25 учащимися. Земли у причта 36 десятин. Число жителей села мужского пола – 690.

Состав причта: свящ. Михаил Иванович Зорин, 41 год, рукоположен 12 февраля 1887 г., пятеро детей.

Псаломщик Иван Петрович Бресловский, 25 лет, из 1 класса семинарии, в должности с 1889г.

В документах за 1902г. находим год постройки последней деревянной церкви в с. Демшино, стены которой сохранились до наших дней – это 1891г. При ней находилась старая церковь. Штат церкви тот же. Приход насчитывал 235 дворов, в которых проживали 775 душ мужского пола. Священник и псаломщик те же:

Свящ. Мих. Ив. Зарин, 51 год, награжден скуфьей, шестеро детей.

Псаломщик Ив. Петр. Бреславский, 35 лет, двое детей.

Подробное описание церкви находим у Андриевского за 1911г., похоже, что это было самое благоденственное время для этого прихода.

«Демшино. Церковь деревянная, холодная. Престол – во имя Рождества Христова. Местночтимая Иверская икона Божией Матери, с Афона.
Дворов 150, д. м. п. 950, ж. п. 870, великороссы, хлебопашество и изделие сох и телег, имеют земли по 10 саж. на душу».
Храм не только имел свой штат, но к приходу были еще приписаны три деревни: «1) Отрожки, 40 дв., д. м. п. 130, ж.п. 110, в полуверсте от церкви; 2) Медовка, 50 дв., д. м. п. 130, ж. п. 110, в 5 вер. от церкви, и 3) Полево-Излегощинская Вершина, 20 дв., д. м. п. 20, ж. п. 10, в 5 вер. от церкви. Три водяныя мельницы в 1, 2 и 3 вер. от церкви. Река Излегоща, небольшая.
Школы две: в селе церковно-приходская, одноклассная, и в деревне Медовке земская, одноклассная, законоучителю 30р. в год. Есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковнаго имущества и метрическия книги с 1806 г. Церковная библиотека в 50 томов.
Штат: священник и псаломщик. У причта земли 3 дес. сенокосной и 33 дес. полевой, неудобная, песчаная, луговая земля – одне кочки. Земля дает годового дохода по 10р. за дес. Причтовый годовой доход 300р. Причт получает пособие от казны в размере 400р. в год.
Приход от больницы в с. Поддубровках в 2 вер., г. Усмани в 18 вер., ближайшая церковь с. Поддубровок в 2 вер.»
Демшино мы проезжали, возвращаясь в Воронеж из Богословской церкви села Крутчик, о которой я писала в прошлый раз.-3

Сохранившийся до наших дней храм построен в 1891г. в форме креста при настоятеле М. И. Зарине (Зорине). Сведения о священнике предоставлены его правнуком Сергеем Лукиным (из них выбраны данные, касающиеся прихода Демшинской церкви). Он был переведен в церковь села Демшино в 1880 году и с того же года состоял законоучителем школы грамоты в собственном доме, а с 1884г. – законоучителем церковно-приходской школы.

Неоднократно получал благодарности Епархиального начальства:

  • в 1891 за постройку нового храма и в 1895-98 за ревностное проповедование Слова Божия и выдающуюся деятельность по школе.
  • В 1903 был награжден от Св. Синода за выдающуюся деятельность по школе «Библией».
  • В 1909 в 59 лет окончил курс Духовной семинарии по 2 разряду, награжден наперсным крестом.
  • В июне 1913 уволен за штат, согласно поданному прошению.
  • Скончался 11 декабря 1913г.
Демшино мы проезжали, возвращаясь в Воронеж из Богословской церкви села Крутчик, о которой я писала в прошлый раз.-4

Вероятней всего, до 1937 г. в храме продолжали совершаться богослужения. Сохранились имена последних, служивших в этой церкви, репрессированных священников, приговоренных к разным срокам тюремного заключения:

- Свящ. Василий Федорович Щепотьев, 1887 г.р., уроженец с. Завальное Грачевского района. Служил и проживал в с. Демшино Усманского р-на. Приговорен Воронежским областным судом 24.11.1936 г. к 5 годам лишения свободы. Дальнейшая судьба неизвестна.

- Свящ. Иван Матвеевич Казьминский, 1859 г.р., уроженец с. Завальное Усманского уезда Тамбовской губернии. Служил и проживал в с. Демшино Усманского района Липецкой области. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области приговорен 26.09.1937 г. к 8 годам лишения свободы. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 12.06.1989 г.

Была арестована также уроженка и местная жительница монахиня Труфанова Татьяна Максимовна (1876 г.р.) Приговорена Воронежским областным судом от 24.11.1936 г. по ст. 58-10-1 к 5 годам лишения свободы. Реабилитирована определением Липецкой областной прокуратуры от 16.07.1992 г.

Демшино мы проезжали, возвращаясь в Воронеж из Богословской церкви села Крутчик, о которой я писала в прошлый раз.-5

После ареста последнего священника в 1937 году храм был закрыт. Здание церкви использовалось как зернохранилище, вплоть до 2005.

В 2013 году после продолжительных ливней рухнула крыша над трапезной частью храма, внутри церкви еще лежали остатки сгнившего зерна.

Демшино мы проезжали, возвращаясь в Воронеж из Богословской церкви села Крутчик, о которой я писала в прошлый раз.-6

Сейчас вокруг храма чисто. Внутри растут деревья и уже довольно высокие.

Демшино мы проезжали, возвращаясь в Воронеж из Богословской церкви села Крутчик, о которой я писала в прошлый раз.-7

Церковь стоит на кирпичном фундаменте, построена из бруса, внутри была оштукатурена.

Демшино мы проезжали, возвращаясь в Воронеж из Богословской церкви села Крутчик, о которой я писала в прошлый раз.-8

Алтарная часть храма (апсида) имеет 5 граней.

Демшино мы проезжали, возвращаясь в Воронеж из Богословской церкви села Крутчик, о которой я писала в прошлый раз.-9

Стены апсиды срублены традиционным древнерусским способом – в ласточкин хвост.

Демшино мы проезжали, возвращаясь в Воронеж из Богословской церкви села Крутчик, о которой я писала в прошлый раз.-10

По-видимому, после обрушения кровли над центральной частью храма, начала рушиться крыша и над алтарной частью.

Демшино мы проезжали, возвращаясь в Воронеж из Богословской церкви села Крутчик, о которой я писала в прошлый раз.-11
Демшино мы проезжали, возвращаясь в Воронеж из Богословской церкви села Крутчик, о которой я писала в прошлый раз.-12

Церковь продолжает медленно разрушаться. Сколько ей еще предстоит выстоять, известно одному Богу.

Демшино мы проезжали, возвращаясь в Воронеж из Богословской церкви села Крутчик, о которой я писала в прошлый раз.-13

Очень печально, что храм Рождества Христова в Демшино является одним из последних уцелевших образцов деревянной храмовой архитектуры дореволюционного периода на территории Липецкой области.

Координаты храма в Демшино: 52.115444; 39.516711.

Фотограф – Алексей Неделин. Материал подготовлен Людмилой Неделиной специально для проекта «Региональная Заброшкофилия».