Найти тему
КиноФайлы

«Терминатор»: две глобальные проблемы, погубившие все, что было после второй части

Про то, насколько плохи новые «Терминаторы» написано уже много. Не буду повторяться, в сотый раз указывая на дырявый сценарий и промахи с подбором актеров. Считаю, что эти проблемы – следствие двух корневых проблем, о которых речь пойдет ниже.

Проблема №1: Отсутствие новаторства

Фильмы оригинальной дилогии были законодателями моды. Первый фильм стал для жанра боевика тем, чем стал «Хэллоуин» для жанра слэшера: породил множество явных и не очень подражаний. Были среди них и бездарные трэшовые итальянские боевики, вроде «Женщины-терминатора», но были и крепкие и вполне достойные последователи, такие, как тот же «Универсальный солдат», или «Класс 1999». Еще был «Кибог» с тем же Ван Даммом: решайте сами, достойное это кино, или нет. Но самый яркий пример - это «Робокоп», которому дали зеленый свет именно после успеха «Терминатора».

Беспощадный киборг-убийца из первой части
Беспощадный киборг-убийца из первой части

Второй «Терминатор» стал настоящим технологическим прорывом, продемонстрировав возможности использования компьютерной графики, без которой сейчас не обходится ни один блокбастер. Кроме того, фильм предлагал посмотреть на проблематику конфликта людей и машин с другой стороны.

Т-1000 из «Терминатора 2»
Т-1000 из «Терминатора 2»

«Терминатор 3: Восстание машин», вышедший в 2003 году, не предложил ничего нового: ни сюжетно, ни визуально. К сюжету Т3 я вернусь позже, ну а про визуальную сторону следует сказать, что в том же году на экраны вышло продолжение «Матрицы», на фоне которой Т3 смотрелся как минимум не оригинально (а кто-то скажет, что и устаревшим). При том, что бюджет картины составил рекордную сумму 170 или даже 200 млн. $, фильм не вызывал и близко того эффекта, что его предшественники: дорого, богато, качественно, но не более того.

«Терминатор 3»: Арнольд практически в том же прикиде, что и во второй части.
«Терминатор 3»: Арнольд практически в том же прикиде, что и во второй части.

Создатели «Терминатора: Да придет спаситель» (далее - Т4) решили отойти от формулы спасения лидера Сопротивления от убийцы из будущего, и развивать тему войны в будущем. Это внушало определённый оптимизм, но подвела реализация. По сюжету будет опять-таки, ниже, а визуально фильм зачем-то начинает подражать вышедшим ранее «Трансфомерам», а еще «Безумному Максу». Помимо этого, все персонажи выглядят так, словно попали в фильм из какого-нибудь очередного «Форсажа»: белозубые улыбки, модные стрижки, спортивные фигуры. Вспомните измученные лица загнанных людей в первой части.

Нет, это не «Трансформеры» - это «Терминатор 4»
Нет, это не «Трансформеры» - это «Терминатор 4»

«Терминатор: Генезис» (далее - Т5), как и «Терминатор: Темные судьбы» (далее - Т6), сюжетно идут по пути самоповтора, натыкаясь на те же грабли, что и третий «Терминатор», а визуально подстраиваются под вошедшие в моду экранизации комиксов, в первую очередь под «Мстителей»: обилие режущей глаза графики, забывшие про силу земного притяжения персонажи, да прочие марвеловские прелести. Ну и все те же откормленные сопротивленцы с белозубыми улыбками.

Кадр из «Терминатора: Генезис»: кажется, Скайнет забыл уничтожить магазины спортпита и тренажерки
Кадр из «Терминатора: Генезис»: кажется, Скайнет забыл уничтожить магазины спортпита и тренажерки
«Терминатор: Темные судьбы»: старый киборгом-убийца с добрыми глазами...
«Терминатор: Темные судьбы»: старый киборгом-убийца с добрыми глазами...

Не должен «Терминатор» подражать ни «Мстителям», ни «Трансофмерам», ни «Матрице», ни «Форсажам». Это также нелепо, как если бы заслуженный Стивен Кинг вдруг решил писать романы про детей-волшебников в стиле Джоан Роулинг. Это простительно молодому писателю - в конце концов, нужно с чего-то начинать, пока свой стиль не сформировался - но заслуженному автору такого публика не простит.

Проблема №2: Нежелание ограничиваться одним фильмом

Повинуясь модным тенденциям последних лет, создатели всех продолжений дилогии Кэмерона не желали ограничиваться одним фильмом. Именно поэтому сюжет «Терминатора 3» – это самоповтор, движение со скрипом по рельсам второй части, за исключением сомнительной концовки, которая, собственно, и должна была стать завязкой нового фильма. Создатели «Терминатора 3» хоть и не говорили прямо о том, что запускают новую трилогию, но Шварценеггер в интервью до выхода картины заявлял о своей готовности сняться в четвертом фильме. Тогда я не придал этому особого значения, а зря. От «Терминатора 3» я ожидал монументального завершения саги о войне машин и людей, хотел увидеть эпичное полотно, которое ставило бы точку в этой истории. Получилось же многоточие: фильм как будто остановили на середине. Знаете, это как отстоять длинную очередь за товаром, обрадоваться, что наконец-то дождался, а потом узнать, что получишь только часть, а за остальным нужно приходить завтра и ждать в очереди. По этой же причине, кстати, и персонаж Джона Коннора получился недоделанным: весь фильм ждешь, пока спаситель человечества перестанет жевать сопли, и возьмет себя в руки, а сценаристы, похоже, решили отложить это на четвертую часть.

Открытый финал «Восстания машин»
Открытый финал «Восстания машин»

Создатели последующих продолжений уже прямым текстом говорили о запуске целых трилогий, из-за чего в фильмах была дикая сюжетная мешанина, куча заготовок на будущие части, которые мешали воспринимать эти фильмы, как нечто целостное. Не добавляло радости и то, что каждый раз после провала в прокате, киноделы начинали строить новую трилогию, окончательно превратив стройный изначальный замысел Кэмерона в винегрет.

В четвертой серии «отдельной благодарности» достоин Кристиан Бейл, который настаивал на переписывании сценария с целью увеличения доли своего участия. Безусловно, актер он уважаемый, но его перетягивание одеяла на себя окончательно погубило фильм. Опять-таки, раскрытие линии Кайла Риза, превращение его в того крутого бойца, которого мы видим в первой части, отложили на следующие части, из-за чего весь четвертый фильм мы наблюдаем какого-то доходягу, вроде Коннора из «Терминатора 3».

Владельцы франшизы и сами понимали, что наломали дров, поэтому, начиная с пятой части, стали максимально дистанцироваться от того, что было после Т2. Но и здесь все не так просто. Несмотря на то, что создатели Т6 подчеркивали, что сняли продолжение второй части, игнорируя события с третьего по пятый фильмы, на деле Т6 оказался близким родственником Т5. Даже крадет оттуда идеи. Причем, о ужас, в Т5 тот же стареющий Арни выглядел не настолько убого (хотя, когда Т5 выходил на экраны, казалось, что хуже просто невозможно).

«Старый, но не бесполезный» Арни в «Генезисе»
«Старый, но не бесполезный» Арни в «Генезисе»

В пятую и шестую части бедолагу Арнольда тянули только для того, чтобы «передать эстафету». Особенно это явно чувствуется в шестом фильме, которому Арнольд, по большому счету, нужен только для рекламы. Впрочем, с Линдой Хэмилтон поступили точно так же. Ее персонаж в шестой части, такое ощущение, вписывался в уже готовый сценарий. Правда, надо полагать, что Арнольд и сам не против съемок в новых «Терминаторах», пытаясь вернуть себе былую славу, прервав затянувшуюся череду неудач, начавшуюся аж в 1997 году с выходом фильма «Бэтмен и Робин».

Конечно, продолжение «Терминатора» следовало снимать, как последний фильм, не раскатывая губу на трилогии и сериалы. А уже потом, если будет успех и достойные идеи, снимать продолжение. Именно так поступал Кэмерон, снимая первую часть. В итоге фильм получился целостным и самодостаточным, что не помешало снять целостное и самодостаточное продолжение. Так поступил Кэмерон, снимая «Чужих». И именно так поступил Нолан, снимая трилогию про Бэтмена. Так почему же, раз за разом проваливаясь в прокате, голливудские киноделы не поймут, что снять нужно один хороший фильм, а потом смотреть, нужно ему продолжение, или нет? Неужели «Терминатора» погубила банальная жадность? Это вдвойне обидно, учитывая тот факт, что продюсированием Т3 и Т4 занимались Марио Кассар и Эндрю Вайна, на счету которых такие хиты, как «Вспомнить все», «Терминатор 2», трилогия «Рэмбо» (впрочем, провалов в последнее время у них тоже хватало: «Тринадцатый воин» и вторая часть «Основного инстинкта»). «Темные судьбы» так и вовсе продюсировал сам отец саги Джеймс 'наше всё' Кэмерон...

Марио Кассар и Эндрю Вайна: продюсеры «Вспомнить все», Т2, Т3, Т4.
Марио Кассар и Эндрю Вайна: продюсеры «Вспомнить все», Т2, Т3, Т4.

Подводя итог, две главные проблемы франшизы, из которых вытекают все остальные:

- Вторичность и следование модным течениям, вместо того, чтобы формировать свой стиль и говорить что-то новое;

- Жажда наживы, путем запуска серий бесконечных продолжений.

-10

Возможно, если бы Кэмерон решил полностью взять власть в свои руки еще лет 10 назад, и вместо «Аватара» (это мое личное мнение, но мир «Терминатора» куда как интереснее и оригинальнее Пандоры) сосредоточил все свои силы на создании достойного продолжения «Терминатора», применив там революционное 3D и вооружившись хорошим сценарием, то мы бы получили то, о чем я говорил выше: один эпохальный фильм, задававший направление развитие жанра. Но история не терпит сослагательного наклонения. Но все же я уверен, что к «Терминатору» Голливуд еще вернется...