Не могу сказать, что 2019 год выдался удачным для жанра хоррор, и если бы не появление фильма "Маяк", я бы и вовсе расстроился. К счастью, режиссер недавней весьма будоражащей "Ведьмы" Роджер Эггерс порадовал зрителей новым фильмом "Маяк", талантливо разыгранным актерами Уиллемом Дефо и Робертом Паттинсоном. Без всяких скримеров, без тревожной музыки (весь фильм на заднем плане гудит заунывная сирена), без монстров и призраков кино пронизывает до дрожи. Ничего лучшего в жанре вы в ближайшее время не увидите, но и просмотренное из головы долго не выйдет. И чем больше думаешь о "Маяке" и его обитателях, тем больше возникает вопросов. Вот лишь некоторые, которые не позволяют Киноведу в штатском расстаться с картиной...
Существовала ли русалка в реальности?
В "Маяке" очень сложно найти грань между реальностью и больным воображением, поэтому совершенно невозможно однозначно ответить на вопрос, встретил ли Эфраим настоящую русалку, или это плод его странных фантазий. Сперва нам показывают русалку плавающую под водой, когда в первый день Эфраим погружается в море, затем он видит ее выброшенную на берег и убегает под ужасающий визг. Наконец, Томас упоминает о том, что его предыдущий помощник тоже, якобы, встречал девушку с рыбьим хвостом. Так существовала ли она в реальности?
Что не так с чертовой чайкой?
На первый взгляд, весь фильм крутится вокруг конфликта двух персонажей, но на самом деле даже вне замкнутого пространства маяка Эфраим оказывается преследуем странной одноглазой чайкой. По непонятной причине птица невзлюбила мужчину, и тот ответил ей взаимностью. Несмотря на то, что Томас настойчиво предупреждает напарника не обижать чаек, Эфраим в порыве ярости убивает птицу, однако в конце мы снова видим ее живой и смеющейся своим страшным криком. Это та же чайка? Или это мистическая тварь, живущая на острове?
Действительно ли Томас убил своего предыдущего помощника?
Оба мужчины умалчивают о своем прошлом, в котором скрыто немало неприятных тайн, и один из таких секретов связан с предыдущим помощником Томаса. Старший из хранителей маяка часто упоминает о предшественнике Эфраима и говорит, что тот сошел с ума. Однако Эфраим обнаруживает голову в ловушке для омаров и полагает, что это тот самый безымянный "бывший". Реакция Томаса на обвинение в том, что он убил своего помощника, необъяснима - непонятно, то ли он принимает раскрытие своего секрета, то ли считает, что и этот его напарник сбрендил.
Сколько времени мужчины провели на острове?
Одна из самых странных сторон фильма - неоднократное упоминание того, что мужчины потеряли счет времени, проведенному на маяке. Кажется, они оба дезориентированы, что уж говорить о нас, зрителях. Томас говорит, что прошло уже несколько недель с того времени, как их должны были сменить, но Эфраим считает, что они прибыли всего день назад. Затем Томас вновь заявляет, что они торчат на острове уже несколько недель, но это больше похоже на бред отчаявшегося моряка. Так сколько же времени прошло? Действительно мы видим события нескольких дней? Или дежурство затянулось на месяцы?
Может, все дело в алкоголе?
Фильм начинается с того, что Эфраим отказывается пить с Томасом, ссылаясь на то, что это запрещено инструкциями хранителей маяка. Его не смутило даже то, что бак с питьевой водой оказался загрязнен. Лишь в ночь перед окончанием смены Эфраим позволили себе забыться, но поскольку за хранителями не приехали, пьянка продолжилась. Да, странные вещи на маяке случались и до того, как молодой помощник впервые приложился к бутылке, но после первого опьянения мужчины ушли в штопор. Дело в алкоголе? Или Томас что-то подмешивал в выпивку?
Что забыл Эфраим?
"Маяк" рассказывает историю с точки зрения лишь одного из героев, мы все видим только глазами Эфраима. Поскольку мы незримо присутствуем рядом даже при самых интимных его делах, очень скоро зрители проникаются эмоциями персонажа и к финалу чувствуют себя такими же сумасшедшими, как и он сам. Однако, судя по словам Томаса, Эфраим делал что-то такое, что не помнил сам, и что не показали нам, зрителям. Что находится за пределами его памяти и сознания? Почему он не помнит о части своих поступков? И насколько можно доверять тому, что он помнит?..
Зачем Томас манипулирует Эфраимом?
Фильм на протяжении всего сюжета заставляет зрителя задумываться, кто из героев более сумасшедший. Томас выглядит более эксцентричным в начале, но очень скоро Эфраим "слетает с катушек" и все больше теряет связь с реальностью. Но насколько правильно полагать, что Эфраим сходит с ума? Может быть, Томас лишь убеждает его поверить в это? Старший из мужчин говорит, что тот что-то делает, а потом не помнит. Затем Томас уничтожает лодку, но говорит, будто это Эфраим преследовал его с топором. Он манипулирует сознанием помощника. Но зачем?
Связан ли Томас с морскими богами?
В то время как Эфраим скептически относится к легендам о моряках, Томас, кажется, истово верит в морских богов - он очень серьезно относится к проклятью Чайки, он упоминает морских богов в своих ругательствах и обвинениях. Но больше того, Эфраим видит странные щупальца там, где находится Томас. Может быть, у старого хранителя существует какая-то особая связь с морской стихией? Может, он и есть король Тритон из водного царства? Или это снова разум подводит молодого помощника?
Что случилось с Эфраимом?
Кроме того, что в фильме активно используется атмосфера старинных морских легенд, в "Маяке" можно разглядеть и отсылку к древнегреческому мифу о Прометее. Как и олимпийский титан, Эфраим крадет у богов огонь, но оказывается схвачен и растерзан птицами. Что случилось с Эфраимом, что на финальных кадрах мы видим его тело лежащим на скалах и пожираемым чайками? Что он увидел в лампе маяка? Можно ли верить всему показанному ранее, или это вспышка угасающего разума в последнее мгновение умирающего человека?
Что за свет спрятан в маяке?
Самый большой секрет фильма прячется, разумеется, на вершине маяка. Томас настаивает на том, что только он может подниматься к лампе, и попытки сохранить доступ на вершину маяка превращают его в одержимого. Затем одержимость охватывает и Эфраима, и это становится предметом раздора двух мужчин. Лишь после гибели Томаса у молодого хранителя появляется возможность забраться наверх и узреть свет, но то, что Эфраим находит в лампе, ослепляет его и убивает. Так что же это за свет, который одновременно притягивает и толкает на скалы?
Не знаю, как вам, а я очень проникся картиной, хотя изначально принял ее довольно скептически, мне она показалась очень похожей на недавнюю ленту "Исчезновение" с Джерардом Батлером. Через 10 минут после начала просмотра я забыл обо всем и оказался на острове с Эфраимом и Томасом. И не могу его покинуть, фильм не выходит из головы.
Надеюсь, вам эта леденящая кровь мистическая история тоже пришлась по вкусу. Не забывайте заглядывать к Киноведу на канал - будет еще много всего интересного.
И увидимся в кино!