Станет ли Казахстан локомотивом цифровой экономики

иллюстративное фото turbo-news.ru
иллюстративное фото turbo-news.ru

Прежде чем писать об отсутствии в Казахстане цифровой экономики расскажу, что творится интересного в части оборота цифровой валюты.

Европейским парламентом и Советом в декабре текущего года были внесены поправки в Директиву (ЕС) 2015/849 о предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег или финансирования терроризма, а также о внесении изменений в Директивы 2009/138 / EC и 2013/36 / EU (AMDL5), которые вступают в силу 10 января 2020 года.

Поправки ужесточают контроль за оборотом денежных средств и серьезно затрагивают крипторынок.

Здесь, наверное, впервые дается точное понятие цифровой валюты и звучит оно так: «цифровое выражение стоимости, которое не выдается или не гарантируется Центральным банком или государственным органом, не обязательно привязано к законно установленной валюте и не обладает правовым статусом валюты или денег, но принимается физическими или юридическими лицами в качестве средства обмена и может быть передано, сохранено и продано в электронном виде».

Таким образом, Европа, определила виртуальную валюту только как средство обмена.

Но, несмотря на это, ЕС довольно серьезно отнеслась к ней как к финансовому инструменту, чей оборот требует жесткого контроля.

Для этого биржи, обменники, криптобанки, провайдеры кошельков отнесены к финансовым учреждениям и должны соблюдать требования KYC/AML-законодательства ЕС.

Все криптоплатформы должны быть зарегистрированы в национальных органах финансового надзора, обязаны проводить KYC-идентификацию пользователей, отслеживать криптовалютные операции клиентов, предоставлять органам финансового надзора криптоадреса пользователей.

Хаосу, связанному с анонимностью, пришел конец.

Для справки: на сегодняшний день в криптомире насчитывается более 2,5 тысяч виртуальных валют с общей капитализацией почти 500 млрд. долларов США.

Теперь перейдем к нам

Казахстан, успев схватиться руками за подножку уходящего поезда, пробежав несколько метров рядом, отодрав ее упал на перроне вокзала цифровой экономики, где и отдыхает по сей день. Вертя в руках кусок цифрового железа, так и не понимает, что с ней делать, но на всякий случай положил под голову. Так удобнее спать.

У многих были большие надежды на Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», но 2 июля 2018 года никто в нем нового для себя не увидел.

Все еще помнят тот ажиотаж, который начался в Казахстане в конце 2016 года с майнингом, куплей – продажей биткоинов, эфиров и другой криптовалюты. Все важные государственные и около персоны обязательно что-нибудь да и сказали по этому поводу.

Некоторые начинали важно надувать щеки и рассказывать населению страны о новых мошенниках. Другие говорили, что вот оно счастье.

Тут же, народу был явлен супер казахстанский проект Халыккоин, о котором я писал здесь. Он обещал полную и безоговорочную победу демократии и всеобщее благоденствие, но канул в Лету.

И что теперь? Все?

У меня были большие надежды на финансовой центр «Астана», но и они не сбылись. Андрей Чеботарев, аналитик компании EXANTE, рассказал о существующем правовом поле на территории МФЦА для оборота криптовалют. Покопался на сайте МФЦА, к сожалению ничего не нашел. Может не там искал.

Сам же он довольно уверенно высказал мнение об отсутствии перспектив развития в Казахстане крипторынка. В чем я полностью его поддерживаю.

МФЦА кидает из стороны в сторону. То к цифровой экономике, то к непонятной для народа «зеленой экономике», то к привлечению инвесторов. Не знаю, может быть, когда – нибудь, мы поймем для чего же был создан международный финансовый центр «Астана».

Может у казахстанцев нет криптовалюты?

В 2017 году я вместе с ТОО «Алматинская юридическая группа» помогли двум проектам выйти на ICO (некоторые уже забыли эту аббревиатуру).

Хотели взяться за один интересный проект, где стоимость токена определяла стоимость одного квадратного метра жилья в южной столице. Но когда клиент заговорил о необходимости ввести в правило «приведи друга, получишь с него второй токен бесплатно» мы поняли, что речь идет о финансовой пирамиде. Пришлось вежливо отказаться.

2018 год для нас стал годом выбора юрисдикций дружественных криптовалюте. Сколько банков всего мира мы перебрали! Сколько изучили нормативных актов финансовых регуляторов разных стран! Вы не поверите! Много.

Обратившиеся к нам клиенты хотели вывести крипту в фиат. Так сказать зафиксировать прибыль или хотя бы избежать дальнейших рисков. Не было бы столько заморочек, если бы в Казахстане для этого была законодательная база. Люди и налоги заплатили, и в экономику бы сделали щедрые вливания. Но нет. Цифра ушла в другие страны, где и осела.

У казахстанцев есть цифровая валюта, не у всех, но есть. Много или мало сказать не могу. Но даже у тех, кто к нам приходил за помощью были довольно солидные суммы.

Резюмируя вышесказанное, хочу сказать, может пора проснуться, встать и не ждать нового поезда, он пронесется еще быстрей. Начать работу по законодательному ее закреплению. Бояться не надо, есть опыт той же Европы, Японии, США, Швейцарии. Может пора заняться делом, а не увлекаться созданием сервисов по доставке еды?